Основные принципы построения крыльца
Крыльцо в своем классическом варианте является дворовой лестницей и на него распространяются все правила построения лестниц. Редко какой индивидуальный дом, построенный по всем правилам объемно-планировочного искусства, может обойтись без крыльцовой лестницы. Дело в том, что уровень пола первого этажа должен быть выше уровня наружной планировки грунта, прилегающей к фундаменту дома, не менее чем на 50 см. Правда, наружную лестницу, соединяющую уровень земли и пол первого этажа, можно сделать внутренней, если перенести ее на лестничную клетку или вестибюль дома. Но это планировочное решение "съедает" несколько квадратных метров полезной площади дома, а по сему является нерациональным и на практике применяется крайне редко.
Материалы для строительства крыльца могут быть самыми разнообразными, их выбор зависит лишь от финансовых возможностей застройщика и тех архитектурных и эксплуатационных задач, которые поставил перед собой проектировщик. Среди наиболее употребительных конструктивных типов лестниц крыльца можно отметить следующие:
- лестницы на косоурах (рис. 1);
- лестницы на тетивах (рис. 2).
Рис. 1. Лестница для крыльца на косоурах А — косоур с "кобылками"; Б — косоур цельный,
Рис. 2. Вариант лестницы на тетивах для крыльца:
Лестницы на косоурах и тетивах отличаются от своих внутренних аналогов лишь конструкциями нижнего упорного устройства марша. Обычно для надежной опоры нижнего края марша по всей его строительной ширине устраивается упор из монолитного бетона или железобетона, большая часть которого заглубляется в грунт.
Еще одно существенное конструктивное отличие лестницы крыльца от внутридомовых лестниц заключается в способе крепления лестничной площадки (крыльца). Площадка крыльца чаще всего не совпадает с полом этажного перекрытия, как это обычно бывает у внутренних лестниц, а выступает из него отдельной конструкцией с консольным или фундаментным креплением. В лестницах с металлическими тетивами или косоурами и в железобетонных конструкциях площадка может составлять единое конструктивное целое с маршем.
Конструкции лестницы крыльца с опорой на грунт по всей площади марша могут быть деревянными (засыпные) или монолитными. Марши таких лестниц состоят только из ступеней, уложенных на цементный раствор, который, о свою очередь, укладывается на щебеночную подготовку в грунте основания лестницы (рис. 3). В соответствии с функциональными и архитектурными задачами ступени изготавливаются из устойчивых к износу и эстетичных по фактуре поверхностей материалов. Ступени могут быть из древесины, природного камня (бута, гранита, мрамора и т.п.), кирпича, готовых бетонных блоков или изготавливаться непосредственно по месту методом заливки в опалубку. В случае применения для крыльца деревянных ступеней, следует позаботиться о соблюдении толщины их горизонтальной части, которая, в свою очередь, зависит от расстояния между опорами ступеней, то есть от расстояния между тетивами или косоурами. Соотношение между толщиной деревянных ступеней и расстоянием между их опорами (в свету) представлено в таблице 1.
Рис. 3. Кетой нал лестница с опорой на грунт:
Таблица 1. Соотношение толщины деревянных ступеней и расстоянии между опорами
Расстояние между опорами деревянной ступени, см | Толщина ступени, мм |
70 | 35 |
80 | 40 |
90 | 45 |
100 | 50 |
110 | 55 |
120 | 60 |
Что же касается нормативной толщины ступеней из железобетона, то она зависит от марки бетона, способа армирования. Так как железобетон ные лестницы чаще всего монтируются из конструкций заводского изготовления, то углубляться в расчеты их прочностных характеристик мы не будем.
Конструктивные особенности лестниц крыльца заключаются не только в типах опорно-несущих частей их маршей, но и в некоторых деталях устройства, связанных с безопасностью эксплуатации в неблагоприятных погодных условиях. Так, проступи лестниц крыльца, сооружаемых в средней и северной климатических зонах, желательно делать с небольшим уклоном в сторону подступенков, а не наружу, как это бывает во внутренних лестницах (рис. 4). Делают это для того, чтобы уменьшить вероятность соскальзывания ног при ходьбе в случае обледенения ступеней зимой. Современные технологии предусматривают специальные системы, предназначенные для борьбы с обледенением. Конструируя крыльцо, необходимо позаботиться об отводе талых и дождевых вод с поверхностей ступеней, особенно когда наклон проступей выполнен в сторону подступенков. Для осуществления отвода вод на стыке проступи и подступенка делают специальные канавки, выполняющие роль водоотводящей системы. Для отвода талых вод часто делают легкий диагональный уклон в одну из боковых сторон площадки крыльца, но только не в сторону стены дома.
Рис. 4. Уклон проступи (ступени) лестницы в сторону подступенка:
Анализируя ошибки, допущенные неопытными строителями при сооружении крыльца, можно остановиться на некоторых важных аспектах. Одной из самых распространенных ошибок является случай, когда крыльцо делают в виде приставной конструкции и ставят его к входной двери непосредственно на грунт. Такое крыльцо подвержено воздействию грунтовой влаги и в деревянном исполнении быстро приходит в негодность.
Кроме того, в зимнее время, когда земля промерзнет, крыльцо под действием сил морозного пучения поднимается вместе с грунтом на несколько сантиметров, дверь упирается в площадку крыльца, из-за чего ее становится невозможно открыть. Чтобы избежать этого, крыльцо вместе с площадкой можно установить на 10-15 см ниже порога двери, тогда подъем крыльца силами морозного пучения грунта станет незаметным. Но при этом у порога двери образуется ступенька, что очень неудобно, а иногда и небезопасно.
Избежать такого явления можно, предусмотрев в конструкции лестницы компенсационные зазоры (рис. 5). Если же площадку крыльца привязать жестко к фундаменту основного дома, то все перемещения строительных конструкций, связанные с морозным пучением грунта, не изменят положения площадки относительно входной двери. Лестница крыльца в этом случае становится самостоятельным конструктивных элементов, и при морозном пучении будет перемещаться относительно площадки крыльца (рис. 6). Изменения высоты последней ступени, связанные с эти явлением, не окажут большого влияния на эксплуатационные качества крыльца.
Рис. 5. Компенсационные зазоры в конструкции лестницы крыльца:
Рис. 6. Независимость лестничного марша относительно площадки крыльца: А — вертикальные перемещения лестничного марша относительно площадки; Б — смещения лестничного марша то диагонали
В конструкцию крыльца, кроме лестницы и площадки, может быть заложен пандус, если предусматривается передвижение инвалида на коляске или перемещение грузов на специальных тележках. Напомним, что пандусом называют сооружение, соединяющее два разновысотных уровня без использования ступеней. Пандус устраивают рядом с лестницей, чтобы человек, который сопровождает инвалида в коляске, мог комфортно перемещаться. Наклонную поверхность пандусов покрывают различными настилами, водоотводящими и другими приспособлениями, повышающими комфортность передвижения.
Обычно пандусы применяют при углах наклона между двумя уровнями от 0' до 14'. Если площадка крыльца расположена на большой высоте, то крыльцо в плане продлевают на такое расстояние, чтобы уклон пандуса не превышал 14'. Если этого достигнуть не удается, то для перемещения инвалидов предусматривают лифты или другие механические устройства.