Удаление воды с дороги

Выпадающая во время дождя и в виде снега в районе дороги вода называется поверхностной водой. При неукрепленных плоскостях часть этой воды проникает в землю, т.е. просачивается.

Выпадающую воду следует отводить таким образом, чтобы не было угрозы для движущегося транспорта, например за счет аквапланирования, т.е. скольжения по тонкому слою воды, чтобы не мешать другим участникам движения брызгами от колес, чтобы не образовывалось гололеда и не возникало повреждений дорожного полотна. Это осуществляется за счет достаточного продольного и поперечного уклона дороги. Существующую в грунте воду, например просачивающуюся воду и грунтовые воды, называют водой в грунте (рис. 1). Также и воду в грунте необходимо собирать и отводить таким образом, чтобы не могло возникнуть повреждений дороги. Планирование устройств для водоотведения на дорогах производится на основе Указаний по устройству дорожных сооружений. Водоотведение (RAS-Ew).

0

Рис. 1. Поверхностная вода, вода в грунте

Удаление воды с дороги вне застроенных районов

На дорогах вне пределов застройки проезжая часть освобождается от воды через примыкающие обочины в отрываемые дорожные кюветы. В выемках требуется только один кювет. У подножья дамбы или на ровных участках устройством кювета можно пренебречь, если выпадающая поверхностная вода может полностью восприниматься прилегающей территорией или отводиться по ней от дороги. В этом случае говорят о поверхностном (плоскостном) водоотведении. Кюветы в зависимости от поперечного сечения дорожного полотна и от количества выпадающей воды могут быть шириной от 1,0 до 2,5 м. Собираемая в дорожных кюветах вода отводится в соответствующий водоприемник, например в водосточную канаву, в русло ручья или в водоотводный канал. При этом необходимо обеспечить достаточный продольный уклон кювета.

При продольных уклонах кюветов от 1 до 4% предусматривается обычно кювет, покрытый газонной травой (рис. 2).

1

Рис. 2. Газонный кювет

В случае газонных кюветов с продольным уклоном менее 1 % сток воды не обеспечивается. Дно кювета необходимо укреплять, например с помощью донных оболочек (рис. 3).

2

Рис. 3. Укрепление дна с помощью донных оболочек

Если продольный уклон кювета более 4%, то поверхностная вода за счет большой скорости течения может вызвать эрозию кювета. Для уменьшения скорости течения предусматривается шероховатое укрепление дна кювета из обломочных камней, бетонных газонных камней или грубого мощения булыжником (рис. 4).

3

Рис. 4. Шероховатое укрепление дна кювета

Отведение воды с дороги в пределах застроенных районов

На дорогах в пределах застроенных районов поверхностная вода из-за примыкающей застройки не может отводиться поверхностным способом. Вода по краям укрепленного полотна дороги должна собираться в лотках и отводиться прямо в канализацию через соответствующие устройства водоотведения, как, например, дорожные водостоки (рис. 9).

При водоотведении с проезжей части в лотки необходимо следить за тем, чтобы продольные уклоны в лотках были больше 0,5%. Бордюрный лоток образуется бордюрным камнем и примыкающим твердым покрытием проезжей части и имеет тот же продольный уклон, что и примыкающие плоскости дороги (рис. 5).

Из архитектурных соображений лоток может быть образован также большеформатными камнями мостовой. Если продольный уклон края проезжей части дороги меньше 0,5%, то может быть применен либо лоток с пандусами у водоприемников, или, в особых случаях, щелевой лоток с отформованным высоким бортиком (рис. 5).

4

Рис. 5. Дорожные лотки

В случае лотков с пандусами у водоприемников дополнительно к ширине проезжей части добавляется полоса до 50 см шириной, в которой продольный уклон между высшими точками и водоприемниками постоянно меняется. Лоток с пандусами у водоприемников должен четко отличаться по виду твердого покрытия от проезжей части дороги.

Щелевые лотки с отформованным высоким бортиком имеют внутренний продольный уклон, которым обеспечивается сток воды. Из художественных соображений и для разделения различных плоскостей дороги могут устраиваться кюветные лотки (рис. 5).
Коробчатые лотки и щелевые лотки применяются для отведения воды с парковочных площадок или подъездов к земельным участкам. Они могут поставляться с или без продольного уклона (рис. 5). Щелевые лотки не приемлемы на дорогах, по которым осуществляется движение велосипедистов.

Выбранные устройства водоотведения необходимо рассчитать на их пропускную способность и приспособить к местным требованиям.

Устройства для просачивания воды (зикеры)

Вода из грунта и из верхней конструкции дороги должна собираться и отводиться, если она может привести к повреждению дорожного полотна. Отведение происходит через слои просачивания, как, например, через морозозащитный слой, а также через дренажные устройства, как, например, через дрены.

Фильтрующие корпуса дрен изготавливаются из водопроницаемых и устойчивых к выветриванию стабильно фильтрующих строительных материалов, как например, фильтрующий гравий (рис. 9).

Дрены

Дрены проходят вдоль проезжей части дороги и воспринимают просачивающуюся воду из морозозащитного слоя, а также воду из пограничных слоев грунта, и отводят ее на окружающую территорию или в соответствующий водосток, например, в канал (рис. 8). Они состоят из фильтрующего тела и в большинстве случаев имеют дренажный трубопровод.

Фильтрующее тело может быть устроено одноступенчатым (рис. 6) или многоступенчатым (рис. 20.42). Одноступенчатое фильтрующее тело имеет одинаковое строение по своему гранулометрическому составу, тогда как в многоступенчатых фильтрах применяются минеральные материалы различного гранулометрического состава (рис. 7). В качестве дренажных труб применяются пластмассовые, бетонные и керамические трубы. Они имеют отверстия, в большинстве случаев — прорези, через которые вода может проникать в трубопровод. Дрены могут устраиваться в виде дренажных канав, в виде малоформатных зикерных шлицев или в одной конструкции с водосборным трубопроводом для поверхностной воды. При этом следует следить за тем, чтобы поверхностная вода не могла проникнуть в дрену, которая должна поэтому иметь гидроизоляционный слой.

5

Рис. 6. Дрена

6

Рис. 7. Многоступенчатая дрена

Гидроизоляция может осуществляться с помощью слоя из связного верхнего слоя грунта толщиной не менее 20 см.

7

Рис. 8. Дренажные устройства

На рис. 9 показано водоотведение с местной дороги с применением раздельного метода.

8

Рис. 9. Водоотведение с местной дороги (раздельным методом)