Изготовление и монтаж сборных элементов
При проектировании сооружения из сборных элементов составляется список-спецификация всех сборных элементов, по которому они заказываются и изготавливаются на заводе сборных конструкций. Затем они транспортируются на стройплощадку и там монтируются согласно монтажным чертежам.
Изготовление
Сборные конструкции должны изготавливаться по условиям соответствия продуктов из бетона. При лом должна учитываться точность размеров при соблюдении соответствующих допусков. Изготовление ведется по опалубочным чертежам элементов и арматурным чертежам элементов. В них должны даваться дополнительно сведения об установке транспортных и монтажных анкеров.
Для изготовления сборных железобетонных конструкций сначала устраиваются требуемые опалубки или формы. Они могут состоять из дерева или стали. Устройство опалубки производится на больших вибрационных столах, которые могут переворачиваться вертикально механическим способом. После этого в опалубке устанавливаются детали армирования. Дополнительно устанавливаются монтажные приспособления, такие, как, например, гильзы или резьба, которые должны быть заанкерены на арматуре согласно предписаниям. После приемки армирования и монтажных приспособлений ответственным заводским руководителем или инженером-расчетчиком сборные элементы бетонируются и уплотняются. При использовании высоких классов прочности бетона и твердения с помощью водяного пара (автоклавное твердение) сборные элементы уже через короткое время могут быть отправлены из цеха на склад.
Размеры сборных элементов выбираются из условий транспортировки и грузоподъемности подъемно-транспортного оборудования при монтаже. Для обычного уличного транспорта транспортировочная ширина 2,50 м, транспортировочная высота 4,00 м и транспортировочная длина 30 м не должны быть превышены.
Монтаж
На строительную площадку сборные элементы должны доставляться в соответствии с планом укладки и монтажным планом с помощью башенных кранов или автокранов. При этом должны выполняться требования по предотвращению несчастных случаев при монтаже сборных конструкций.
В соответствии со способом строительства из сборных элементов сначала производится установка конструкций (грубый монтаж). При этом отдельные конструкции устанавливаются в проектное положение, после чего производится их выверка с помощью нивелира или лазерным прибором. Затем они приводятся в вертикальное положение и производится их окончательная рихтовка с помощью клиньев, подкладочных шайб, кондукторов или наклонных подпорок (рис. 2).
Рис. 1 Шов между сборными строительными конструкциями
Рис. 2. Монтаж колонны
При окончательном монтаже закладывается требуемая арматура стыков, после чего стыки заливаются бетоном, стеновые панели устанавливаются на плотный слой раствора, а стаканы фундаментов под колонны заливаются бетоном. Другие элементы анкеровки, такие, как стальные уголки или стальные накладки, прочно скрепляются болтами. После затвердевания заливки швов вспомогательные приспособления удаляются и случайные повреждения устраняются.
При монтажной стыковке отдельных элементов появляются монтажные швы. Их необходимо заделывать погодоустойчивым образом. Они должны обеспечивать требуемую влаго- и теплозащиту и воспринимать деформации, которые возникают, например, при температурном расширении и сжатии элементов. Ширина швов учитывается уже при изготовлении стеновых панелей (табл. 1). Вследствие серьезных воздействий на стыки сборных элементов для их уплотнения должны применяться высококачественные длительно эластичные уплотняющие материал.
Таблица 1. Указания по размерам швов | ||||
Размеры швов | Длина сборного элемента, м | |||
до 2 | от 2 до 4 | от 4 до 6 | от 6 до 8 | |
Ширина (b), мм | 15 | 20 | 25 | 30...35 |
Глубина (f), мм | 10 | 12 | 15 | 15 |
Перед заполнением швов уплотняющими материалами необходимо со стороны здания вставить в шов подкладочный шнур из вспененной резины (в России, как правило, гернитовый), который служит несущим материалом для последующего заполнения шва снаружи. Для этого сухие бетонные поверхности шва предварительно промазывают соответствующей грунтовкой сцепления (праймером). После этого шов заполняется длительно эластичной уплотняющей массой с помощью пневматического шприца (рис. 1).