Малярные работы. Часть 1. Материалы. Подготовка грунтовок

Малярные работы. Часть 1. Материалы. Подготовка грунтовок и составов

Материалы

Пигменты — тонко измельченные белые, черные и цветные порошки, минеральные (естественные) и искусственные, не растворяемые в воде и разбавителях. Смешанные с водой маслом и т. д они через некоторое время должны осесть на дно, на поверхности остается чистая вода, масло и т. д. Чем более тонко измельчены пигменты, тем выше качество окраски.

Одна из основных характеристик пигментов укрывистость Она выражается количеством граммов пигмента, необходимых для окраски 1м2 поверхности, чтобы из-под нее не просвечивал нижележащий слой. Чем выше кроющая способность пигмента, тем меньше его расходуется. Поэтому здесь даются сведения об укрывистости некоторых пигментов (табл. 1).

Таблица 1. Укрывистость некоторых пигментов

Цвет Пигмент Укрывистость. г/м2
Желтый Охра
Кроны
65—90
110,190
Синий Ультрамарин (синька)
Лазурь
50
10-60
Красный Сурик железный
Мумия
Киноварь
20
30—60
80—120
Коричневый Умбра
Сиена жженая
40
20—30
Черный Сажа
Перекись марганца
Древесный уголь, графит
15
40
30
Зеленый Цинковая сухая зелень
Пигмент зеленый
Медянка
Технический оксид хрома
20—30
17—35
190—200
12-14
Белый Белила:
титановые 50—70
цинковые 100—110
литопонные 120
свинцовые 200—300
Примечание. Зеленую краску можно получить при смешивании синей краски с желтой, т. е. ультрамарина с охрой.

Белые пигменты — строительная известь, мел, белила. Известь (гашеная) доводится водой до состояния молока. С ней применяются только щелочестойкие пигменты Мел должен быть просеян через частое сито (0 5 X 0,5 мм); для приготовления шпатлевок и замазок он используется сухим. Пигменты пригодны любые. Из мела приготовляют шпатлевки, замазки и клеевые окрасочные составы. Белила применяют для приготовления масляных красок.

Металлические пигменты — бронзовые и алюминиевые порошки, используемые для окрашивания металлов. Могут применяться в водных, масляных и эмалевых составах.

Щелочестойкие пигменты — сажа газовая, оксид марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, оксид хрома, ультрамарин. Применяются в клеевых, эмульсионных и масляных составах.
В окрасочный состав могут входить один или несколько пигментов.

Связующие. Чтобы окрасочным составам придать прочность, в них добавляют связующие: в водные — клей (животный или растительный), в масляные — олифу. В известковых составах связующим является известь.

Животный клей делится на мездровый и костный. Мездровый клей обладает повышенной клеящей способностью по сравнению с костным. Клеи выпускают в виде плиток, крупы, порошка. Для работы приготовляют 10%-ный раствор клея (100 г клея и 900 г воды) и реже 15%-ный раствор (150 г клея и 850 г воды). Плиточный клей колют на мелкие куски. Любой клей заливают холод ной водой и оставляют примерно на 12 ч для набухания. Затем его плавят на пару или на водяной бане (емкость с клеем и водой ставят в другую, большего размера, емкость с водой, которую ставят на огонь).

Клей можно и прямо сварить на огне, но есть опасность, что он подгорит, а это снижает его клеящие свойства. В теплое время клей быстро загнивает, поэтому его надо хранить в холодильнике.

Муку и крахмал применяют для заклейки ими водных (меловых) окрасочных составов.

Олифы связующие для масляных составов, они бывают натуральные, полунатуральные (олифа-оксоль), комбинированные. Они должны высыхать без отлипа за 24 ч.

Эмульсионные связующие приготовляют из олифы, щелочи и клея. Используют их как заменитель олифы для разведения масляных красок, применяемых для внутренних работ.

Готовые окрасочные составы (масляные, эмалевые, лаки) приготовляют на лакокрасочных заводах путем смешивания пигментов со связующими и многократного перетирания на специальных машинах.

Краски изготовляют густотертыми и готовыми к употреблению. Первые требуют для получения рабочей густоты разбавления олифой и тщательного перемешивания; вторые нуждаются только в тщательном перемешивании, так как пигменты оседают на дно. На упаковке указывают назначение краски, сроки высыхания, годности и т. д. Особое внимание необходимо обращать на дату изготовления, так как краска после истечения срока годности теряет некоторые свойства. Приобретать краску впрок не рекомендуется

Масляные краски (табл. 2) применяются для внутренних и наружных работ при окрашивании металла, дерева и штукатурки. Краски на основе свинца ядовиты, поэтому их применяют только для наружных работ.

Таблица 2. Укрывистость некоторых готовых к употреблению масляных красок

Краски Укрывистость г/м2
Белила цинковые 170—200
« литопонные 160—195
« свинцовые (только для наружных окрасок) 210—310
Сурик железный 35
« свинцовый (только для огрунтовки металлических поверхностей) 200
Киноварь искусственная 140—190
Охра 130
Крон оранжевый 110—190
« желтый 110—190
« лимонный 110—190
Под слоновую кость 180
Бежевая 190
Зелень свинцовая (только для наружных окрасок) 50—80
« цинковая 65—110
Оксид хрома 35—75
Медянка (для огрунтовки и окраски стальных кровель) 200
Зелень охристая 125
Мумия минеральная 65—80
Умбра 60

Эмали приготовляют путем растирания пигментов с масляным лаком. Продаются эмали в готовом для работы виде.

Глифталевые эмали общего назначения применяют для внутренних работ при окраске металла, дерева и штукатурки. Не рекомендуется использовать их для окраски полов.

Пентафталевые эмали служат для окраски внутри и снаружи, по штукатурке, металлу, бетону.

Кроме того, имеются и другие эмали. На упаковке указано их назначение и способы применения.

Лаки — это растворы смол в препарированных растительных маслах, в органических летучих растворителях с сиккативами, пластификаторами, спирторастворимыми пигментами или без них. Лаки, как и масляные краски, наносят кистями или краскораспылителями, работающими от сжатого воздуха, подаваемого компрессорами. После нанесения и высыхания они образуют гладкую, прочную, блестящую или матовую поверхность. Лаки бывают масляные и спиртовые, бесцветные и окрашенные в различные цвета. Одни лаки применяют для наружных работ, другие — для внутренних. Спиртовые лаки применяют только для внутренних работ в сухих помещениях.

Для разведения лаков до рабочей густоты применяют скипидар, сольвент каменноугольный и другие растворители.

Лаки ГФ 166 и ПФ-283 применяются для покрытия окрашенных масляными красками деревянных и металлических поверхностей, снаружи и внутри помещений. Их наносят кистью или краскораспылителем.

Пентафталевые лаки № 170 и 171 — это атмосферостойкие лаки для покрытия поверхностей из алюминия и его сплавов. Наносят кистью, краскораспылителем или окунанием.

Каменноугольный лак применяется как противокоррозионное покрытие чугунных и стальных поверхностей (водопроводных и канализационных труб). Наносят кистью, краскораспылителем, окунанием.

Лак ХВ-784 применяется для покрытия по эмалевым грунтовкам стальных, бетонных и железобетонных конструкций и различного оборудования. Наносят краскораспылителем.

Лак ЭП-730 представляет собой раствор эпоксидной смолы в смеси органических растворителей. Применяют для покрытий различных поверхностей внутри помещений.

Спиртовые лаки приготовляют из природных смол и полимеров в этиловом спирте. В зависимости от назначения они обладают различными свойствами.

Нитролаки бывают бесцветные и окрашенные, со сроком высыхания в течение 30 мин. Их применяют для покрытия деревянных и металлических изделий; наносят распылением.

Работать с рассмотренными лаками следует осторожно, так как все они пожароопасны (особенно пожароопасны нитролаки). Курить во время работы запрещено.

Разбавители и растворители применяют для доведения до рабочей густоты различных окрасочных составов, мытья инструмента и т. д. В состав разбавителей, в отличие от растворителей, входит небольшое количество пленкообразующих веществ.

Сиккативы применяют для ускорения высыхания масел, масляных красок, олиф и лаков. Их добавляют от 15 до 150 г на 1 кг взятых материалов. Избыток сиккатива ускоряет высыхание, но пленка становится более хрупкой. (Желательно сиккативы вообще не добавлять.) Светлые сиккативы вводят в светлые краски, темные — в темные.

Скипидар — бесцветная или с лимонным, красноватым, красно-коричневым оттенком жидкость, обладающая запахом сосновой смолы. Ее добавляют для разбавления масляных красок и ускорения их высыхания. Очищенный скипидар ускоряет высыхание масляных красок, плохо очищенный, наоборот, несколько замедляет. Он огнеопасен.

Бензин растворитель — бесцветная жидкость с характерным запахом керосина. Этот токсичным недорогой материал применяется для разведения густотертых масляных красок, загустевших лаков, для приготовления искусственных олиф и окрасочных составов, образующих матовую поверхность, а также для мытья инструмента.

Керосин имеет маслянистые при меси, задерживающие высыхание масляных красок. Применяется для мытья инструмента, рук, но только не для разведения масляных красок.

Ацетон — лучший растворитель для нитролаков, он летуч и огнеопасен.

Каменноугольный ксилол бесцветная прозрачная жидкость, применяемая в качестве растворителя при производстве лаков, красок, эмалей; служит разбавителем для битумных лаков и кузбасс-лака. Пожароопасен, токсичен. Работать с ним следует в респираторе.

Технический этилцеллозольв — прозрачная жидкость, легко воспламеняется; применяется для растворения лаков, красок, эмалей и др.

Автомобильный бензин взрывоопасен и токсичен. Применяется для разведения масляных, эмалевых и битумосодержащих красок и лаков.

Каменноугольный сольвент — растворитель высокой активности, токсичен. Это бесцветная, прозрачная (иногда слегка желтоватая) жидкость, используемая для разведения эмалей битумных, глифталевых и пентафталевых.

Технический бутилацетат — бесцветная прозрачная жидкость, применяемая для растворения нитрокрасок и эмалей.

растворители № 645, 646, 648 — это бесцветные или слегка желтоватые прозрачные жидкости с едким сильным запахом, токсичные, легко воспламеняющиеся. Применяются:

  • № 645 — для разбавления нитроэмалей, перхлорвиниловых эмалей, нитролаков, специальных нитрошпатлевок, грунтовок;
  • № 646 — для разбавления нитроэмалей, шпатлевок общего назначения, эпоксидных эмалей;
  • № 648 — для сглаживания (опрыскивания) царапин после шлифования нитролаковой пленки.

Растворители Р-4, Р-5, Р-12, Р-24 — прозрачные желтоватые жидкости токсичные, легко воспламеняющиеся; применяются для разбавления перхлорвиниловых эмалей.

Разбавители и растворители должны храниться в герметичной посуде, в недоступном для детей месте.

Смывки — жидкости, применяемые для удаления отвердевших красочных пленок: масляных, эмалевых, лаковых и других; необходимы при выполнении ремонтных работ.

Смывка СД — однородная прозрачная жидкость для удаления масляных и лаковых покрытий с металлических деталей. Смывку наносят кистью или краскораспылителем. Через 3 мин покрытие начинает набухать и сморщиваться. Снимают материал стальным шпателем. Расход смывки при удалении масляных лаков — не более 170 г/м2.

Смывка АФТ-1 используется для снятия старых масляных и лакокрасочных покрытий на основе нитрата целлюлозы. Через 20 мин после нанесения смывки кистью или краскораспылителем пленка набухает и сморщивается, после чего ее удаляют шпателем.

Смывка СП-7 представляет собой эмульсию белого цвета, наносимую кистью или краскораспылителем. Разрыхление и вспучивание старого покрытия наступает через 10 мин после нанесения смывки. Расход смывки — 150 г/м2.

Работать со смывками следует в респираторах, а с СП-7 — в фильтрующем противогазе. Руки должны быть защищены резиновыми перчатками или прочными брезентовыми рукавицами.

Вспомогательные материалы применяют для приготовления различных окрасочных составов, шпатлевок и грунтовок.

Медный купорос кристаллы синего цвета. Необходим для приготовления купоросного грунта под клеевые краски. Добавляют также в известковые составы для удаления желтоватого оттенка или для придания голубоватого. Купорос можно растворять только в эмалированной или деревянной посуде. Оцинкованная посуда быстро разрушается.

Алюмокалиевые квасцы — бесцветные кристаллы, растворяющиеся в воде. Используются для приготовления грунтовок, известковых составов (придают им прочность), предохраняют клейстер от быстрого загнивания.

Нашатырный спирт — бесцветная жидкость с резким запахом, применяемая для промывки закопченных поверхностей, приготовления эмульсий и т. д.

Хозяйственное мыло служит добавкой в грунтовки, шпатлевки, эмульсии, а также используется для мытья рук и инструмента. Бывает разной жирности; для малярных работ во всех рецептах дается 40%-ное. Если мыло более жирное, то его соответственно берут меньше.

Пемза — твердая, легкая, пористая масса. Применяется для зачистки поверхностей, в частности прошпатлеванных. Пемза бывает естественная и искусственная.

Лещадь — куски кирпича из белой огнеупорной глины. Применяют для зачистки штукатурки. Вместо лещади можно использовать обычный кирпич, лучше силикатный.

Шлифовальная шкурка — плотная бумага или ткань, покрытая с одной стороны обычным или водостойким клеем и посыпанная порошком (песок, наждак, толченое стекло) с зернами разной крупности. Водостойкие шкурки применяют для мокрой шлифовки.

В зависимости от крупности применяемого зерна шкурки делятся по номерам: чем больше номер, тем крупнее зерна. Например, № 200 имеет крупность зерен 2500 мкм (2,5 мм), № 40 — 500 мкм (0,5 мм). Имеются шкурки с зерном от 5 до 3 мкм. Чем крупнее зерна, тем грубее зачистка (на поверхности остаются глубокие царапины).

Приготовление грунтовок, подмазочных паст и шпатлевок

Грунтовки — это жидкости, хорошо сцепляющиеся с поверхностью, образующие на ней тонкую водонепроницаемую пленку, на которую ровным слоем ложится окрасочный состав.

Неогрунтованные поверхности неодинаково впитывают окрасочный состав, поэтому окраска получается неравномерной пятнами, полосами. Без огрунтовки качественно выполнить работу невозможно.
Как правило, грунтовки имеют строго определенное назначение, например: только для клеевых или только для известковых окрасок но бывают и универсальные.

Для приготовления грунтовок применяют различную посуду, для купоросных — деревянную, стеклянную или эмалированную, так как металлическая быстро разрушается. Для предохранения от раз-рушения стальную емкость можно закрасить за два-три раза масляной краской, хорошо просушивая каждый слой, после чего в ней можно приготовлять купоросный грунт.

Грунтовки под известковую окраску.

Грунтовка на известковом тесте с солью (состав № 1). На 10 л состава:
2,5 кг известкового жирного теста, 50—100 г поваренной соли. (Вместо соли можно взять 200 г алюмокалиевых квасцов). В 5 л холодной воды тщательно размешивают известковое тесто. В 1 л воды (лучше кипящей) растворяют соль или квасцы и вливают тонкой струйкой в разведенное известковое тесто, тщательно перемешивают и разбавляют водой до объема 10 л. Приготовленную грунтовку следует процедить через сито с отверстиями сечением не более 1x1 мм. Соль и квасцы закрепляют известь, и окраска не отмывается (не пачкает).

Лучшие по качеству грунтовки приготовляют на извести-кипелке или известковом тесте с добавлением мыла и олифы. Такие грунтовки называют мыловаром. Мыловар пригоден как под известковую, так и под клеевую окраски.

Грунтовка мыловар на извести-кипелке (состав № 2). На 10 л состава: 1—2 кг извести-кипелки (комовой негашеной) 200 г хозяйственного мыла 40% го, 100 г олифы.

Мыло нарезают мелкими стружками и растворяют в 2—3 л кипящей воды В горячую мыльную воду тонкой струей добавляют олифу, тщательно перемешивают до получения однородной мыльно-масляной жидкости без заметных слоев олифы. В 5 л воды гасят известь и во время ее кипения (гашения) постепенно, помешивая, вливают в нее мыльно¬масляную жидкость и тщательно все перемешивают до получения однородного состава. Доливают воду до объема 10 л и процеживают через сито. У приготовленной грунтовки на поверхности не должны плавать капли масла.

Грунтовка мыловар на известковом тесте (состав № 3) На 10 л состава: 2—3 кг известкового теста (жирного), 200 г хозяйственного мыла 40%-го, 100 г олифы.

В 2—3 л кипящей воды растворяют мыло. В горячую мыльную воду вливают тонкой струей олифу, тщательно перемешивая. Полученную мыльно-масляную жидкость медленно вливают в известковое тесто, тщательно перемешивают, разбавляют водой до объема 10 л и процеживают через частое сито.

Грунтовка мыловар на извести-кипелке по качеству лучше.

Если поверхности сильно закопчены (пожелтели), то мыловар приготовляют по любому из рецептов, увеличивая количество мыла до 400 г, олифы до 300—400 г на 10 л состава. Грунтовка мыловар пригодна как под известковые, так и под клеевые окраски. Однако в окрасочных составах приходится применять щелочестойкие пигменты.

Для клеевых окрасок лучше приготовить купоросную или квасцовую грунтовку.

Грунтовки под клеевую окраску (состав № 4).

Купоросная грунтовка под клеевую окраску. На 10 л состава: 100—150 г медного купороса, 250 г хозяйственного мыла 40%-го, 200 г сухого животного клея, 25—30 г олифы, 2—3 кг мела.

В 3 л кипящей воды растворяют медный купорос, тщательно его перемешивая. В 2 л воды варят клей. Мыло также растворяют в 2 л воды в отдельной посуде, вливают его в клей и все тщательно перемешивают.

В горячую мыльно-клеевую жидкость при перемешивании тонкой струей вливают олифу, получая эмульсию. В эмульсию при постоянном перемешивании вливают тонкой струей раствор медного купороса (не наоборот!). После остывания полученной жидкости в нее добавляют мел и доливают водой до объема 10 л. Получается однородная зеленовато-голубоватая жидкость. Грунтовку процеживают через частое медное сито или марлю и сливают для хранения.

Квасцовая грунтовка под клеевую окраску (состав № 5). На 10 л состава: 150 г алюмокалиевых квасцов, 200 г хозяйственного мыла 40%-го, 200 г твердого животного клея, 25—30 г олифы, 2—3 кг мела.

В 3 л кипящей воды растворяют квасцы. Отдельно, в 2 л кипящей воды, растворяют клей. Мыло лучше также растворить отдельно в 2 л кипящей воды. В раствор клея вливают раствор мыла, перемешивают и добавляют при перемешивании олифу. В полученную мыльно-клеевую масляную эмульсию при постоянном перемешивании вливают раствор квасцов, остужают, всыпают просеянный мел и разбавляют водой до указанного объема. Грунтовку процеживают через частое сито и сливают для хранения.

Если поверхности сильно закопчены и их приходится огрунтовывать не один, а два-три раза, первую огрунтовку выполняют крепким горячим составом с температурой 70 80°С. Вторую огрунтовку выполняют несколько более слабым теплым составом (40...50СС). Третью огрунтовку выполняют самым слабым составом, слегка тепловатым или холодным. Снижение температуры необходимо для того, чтобы каждая последующая грунтовка не могла расплавить ранее нанесенную. Каждый новый слой наносят по хорошо высохшему (не менее суток) предыдущему.

Часто спрашивают, а можно ли грунтовать составом без мела? Можно, но окрашивать тогда приходится два-три раза, так как укрыть окрасочным составом за один раз темно-зеленую грунтовку практически невозможно. В первую грунтовку добавляют 1 кг мела, во вторую — 2—2,5, в третью 3—4 кг на 10 л воды. При этом первая окраска должна быть выполнена хорошо заклеенным составом, вторая — заклеенным слабее (т. е. содержащим меньше мела), а третья — нормально заклеенным.

Мел вводят только просеянный через частое сито. Однако готовую грунтовку все же следует процедить через сито или марлю, чтобы в ней не оказалось нерасплавленных кусочков мыла или клея.

Олифу добавляют в грунтовки для придания эластичности образующейся пленке. Увеличение количества олифы вдвое против указанного в рецепте улучшает качество грунтовки. (Однако дальнейшее увеличение, количества олифы нежелательно, так как к ней будет плохо прилипать окрасочный состав.) Вливать мыло в купорос без олифы нельзя, потому что мыло в нем свертывается.
Грунтовки разной крепости полу чают за счет увеличения или уменьшения либо количества воды против указанного в рецепте, либо количества купороса, квасцов и мела. Грунтовка должна быть израсходована за срок не более 2 сут. Свежеприготовленная грунтовка самая лучшая.

Грунтовки под масляную окраску. Для огрунтовки поверхности под масляную окраску используют олифу в чистом виде или с добавкой небольшого количества пигментов или тертой краски. Чем выше качество олифы, тем выше качество огрунтовки и тем лучше сцепляется с нею краска. Пигменты или краску добавляют в олифу для того, чтобы во время работы видеть оставленные пропуски и вовремя их исправлять Пигмент или краску (лучше всего охру, сурик, мумию) берут в количестве до 10% массы олифы. Чтобы олифа глубже проникала в деревянные и оштукатуренные поверхности, ее подогревают, добавляют пигменты и олифят за один-два раза. Второй слой наносят только по хорошо высохшему первому.

Состав для проолифки (состав № 6): олифа (лучше натуральная) — 1000 г, пигмент или тертая краска (охра, сурик, мумия) — 50—100 г.
Пигменты или тертые краски добавляют в олифу и тщательно перемешивают.

Выполняя улучшенную или высококачественную окраску, поверхности сначала грунтуют, шпатлюют, затем перед окраской тщательно олифят. Лучше выполнить не проолифку, а огрунтовку жидкой краской такого же цвета, что и основной состав.

Состав для огрунтовки (состав № 7). натуральная олифа 1000 г, густотертая масляная краска — 600—1200 г.
Олифу вливают в краску, все тщательно перемешивают и процеживают через частое сито.

Подмазочные пасты применяются для заделки трещин, выбоин и других мелких неровностей на поверхности. Пасты наносят шпателем, разравнивают, после сушки зачищают и приступают к огрунтовке.

Подмазочные пасты под клеевую окраску.

Гипсомеловая паста на клею (состав № 8): гипс — 1 кг, мел—2 3 кг, 2 5%-ный раствор клея — до рабочей густоты.

Гипс и мел перемешивают между собой. В противень наливают раствор клея, при помешивании высыпают туда тонкой струей гипсомеловую смесь, и все тщательно перемешивают до однородного состояния. Густота пасты регулируется добавкой смеси или клеевого раствора.

Купоросная паста (состав № 9): гипс — 1 кг, мел 2 кг, эмульсия — до рабочей густоты.

Для приготовления эмульсии берут 1 л купоросной грунтовки, добавляют в нее 150 г 10%-ного раствора клея и все перемешивают. Эмульсию наливают в противень, высыпают туда тонкой струей гипсовомеловую смесь, тщательно все перемешивая до однородного состояния.

Подмазочные пасты под масляную окраску.

Масляно-клеевая паста (состав № 10)- олифа — 1 кг, 10%-ный раствор столярного клея 100 г, мел (до рабочей густоты) — 2,5—3 кг.

В приготовленный горячий клеевой раствор при тщательном перемешивании вливают тонкой струей олифу. Полученную эмульсию наливают в противень, всыпают туда тонкой струей мел, тщательно все перемешивая. Густоту регулируют добавкой мела или эмульсии.

Лаковая паста (состав № 11): подмазочный лак — 1 кг, 10%-ный раствор столярного клея — 100 г, мел (до рабочей густоты) — 2,5—3 кг. Лак смешивают с раствором столярного клея, получая эмульсию. На этой эмульсии замешивают мел с тщательным перемешиванием до однородной тестообразной массы.

Шпатлевки. Поверхности, подвергаемые окраске, не всегда бывают гладкими и их приходится исправлять шпатлеванием. При высококачественной окраске шпатлевание выполняют за два-три раза.

Под разные виды окраски применяют свои шпатлевки. Мел для шпатлевок должен быть сухим и тонким, просеянным через частое сито.
Шпатлевки должны иметь консистенцию рыхлого теста. Густые шпатлевки трудно разравнивать.

Шпатлевки под клеевую окраску.

Клеевая шпатлевка (состав № 12): 10%-ный раствор клея 1 кг, олифа — 25 г, мел (до рабочей густоты) — около 1,5 кг.

В горячий клеевой раствор добавляют олифу и перемешивают до получения однородной эмульсии. На этой эмульсии затворяют мел до получения шпатлевки требуемой густоты. Олифу вводят для того, чтобы шпатлевка была прочной, медленнее сохла, легче наносилась и разравнивалась по поверхности.

Клеевая шпатлевка с мылом (состав № 13): 10%-ный раствор клея — 1 кг, олифа — 25 г, мыло — 15 г, мел (до рабочей густоты) до 2,5 кг. Готовят по отдельности клеевой и мыльный растворы, затем все смешивают. Можно поступить и так нарезать мыло тонкими стружками, положить в горячий клеевой раствор и перемешивать до тех пор, пока мыло полностью не разойдется и не получится однородная эмульсия. В горячую эмульсию вливают тонкой струей олифу, тщательно перемешивая до тех пор, пока не получится однородная мыльно-масляно-клеевая эмульсия. На этой эмульсии замешивают мел. Мыло облегчает разравнивание шпатлевки по поверхности.

Шпатлевка на растительном клее (состав № 14) 5%-ный клеевой раствор — 1 кг, олифа (лучше натуральная) — 30 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5 кг.

Из муки или крахмала готовят 5%-ный клейстер; в горячий клейстер вливают тонкой струей олифу, тщательно перемешивая. В полученную эмульсию добавляют мел и также все тщательно перемешивают.

Клеевая шпатлевка с грунтовкой (состав № 15); 10%-ный раствор клея — 150 г, купоросная или квасцовая грунтовка — 900—1000 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5 кг.

Купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором. На полученном растворе замешивают мел.

Шпатлевки под масляную окраску.

Полумасляная шпатлевка на натуральной олифе (состав № 16): натуральная олифа — 1 кг, растворитель (скипидар или лаковый керосин) — 250 г, сиккатив — 50 г, жидкое мыло — 20 г, 10%-ный раствор клея — 200 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5кг.

Мыло строгают тонкими стружками, кладут в горячий клеевой раствор и тщательно перемешивают. Можно мыло отдельно растворить в небольшом количестве воды, влить в клеевой раствор и перемешать. В полученный мыльно-клеевой раствор тонкой струей при тщательном перемешивании вливают сначала олифу, затем растворитель и сиккатив. В полученную эмульсию постепенно вводят мел при тщательном перемешивании.

Полумасляная шпатлевка на олифе-оксоли (состав № 17), олифа-оксоль — 1 кг, сиккатив — 50 г, жидкое мыло — 20 г, 10%-ный раствор клея — 200 г, мел (до рабочей густоты) — около 2500 г. Приготовляют, как и состав № 16.

Масляная шпатлевка (состав № 18): натуральная олифа — 1 кг, сиккатив — 100 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5 кг.

Олифу смешивают с сиккативом, получая эмульсию, в которую добавляют мел, и все перемешивают. Эта шпатлевка высыхает медленно, но имеет повышенную прочность. Применять ее следует при подготовке полов, оконных переплетов, подоконников, наружных дверей и других поверхностей, подверженных воздействию влаги.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить