Красочный мир
Современная отечественная и зарубежная промышленность выпускает огромное количество видов красок. И чтобы начинающий маляр не утонул в этом разноцветном море, ему необходимо ориентироваться хотя бы в основных характеристиках. Каждая разновидность краски имеет свое назначение: одни пригодны лишь для наружных работ, другие — для внешних, третьи универсальны. Для правильного выбора необходимо знать основу и состав краски, которую вы предполагаете использовать. В этом вам поможет маркировка, которая нанесена на банку. Основой для красок служат различные олифы или поливинилацетатные эмульсии, а для эмалей и лаков — синтетические смолы.
Индексом из двух букв, стоящих рядом с названием краски, обозначается вяжущее составляющее, входящее в состав краски:
- МА — растительное масло или олифа;
- ГФ — глифталевые лаки;
- ПФ — пентафталевые;
- НЦ — нитрат целлюлозы;
- КО — кремнийорганические лаки;
- ФА — масляно-фенольные лаки;
- МЧ — мочевиноформальдегидные смолы;
- МЛ — меламиноалкидные смолы;
- ПВА — на основе поливинил ацетата;
- ВС — на основе сополимеров винилацетата;
- ПВС — на основе поливинилового спирта;
- АК — на акриловых смолах;
- УР — на основе полиуретанов;
- МС — на меламиностирольных смолах;
- АУ — на алкидно-уретановых смолах.
За названием следуют цифры, указывающие на назначение краски:
- 1 и 5 — краска предназначена для наружных и внутренних работ;
- 2 — краска предназначена только для внутренних работ;
- 0 — для грунтовки;
- 00 — для шпаклевки.
Если в состав разных видов красок входят одни и те же растворители, разбавители, грунтовки и шпатлевки, такие краски вполне совместимы между собой. Например, краски на олифах (МА), глифталевых (ГФ), пентафталевых (ПФ) и масляно-фенольных (ФА) лаках можно смешивать в различных пропорциях.
Как уже говорилось, существуют краски для внутренних и наружных работ, причем характеристики этих красок различны. Краски для наружных работ успешно противостоят солнечным лучам, колебаниям температуры, влаге, дождю. Таким образом, диапазон возможностей подобных красок значительно шире, чем у красок для внутренних работ. Это означает, что краски для наружных работ применимы для покрытий внутри помещений, в то время как краски для внутренних работ непригодны вне помещений.
В характеристику красок входит также такое понятие как укрывистость. Оно означает количество краски, необходимое для создания достаточного слоя на поверхности и измеряется в граммах на 1 м2. Краски употребляются в двух консистенциях: огрунтовочной (более жидкой) и малярной (нормальной).
Масляные краски
Состоят из пигментов и наполнителей, затертых на олифе с введением добавок или без них. Краски для наружных работ в умеренном климате при покрытии в два слоя по металлу сохраняют свои защитные свойства в течение полутора лет. По ГОСТам выпускаются масляные краски следующих марок (в зависимости от типа пленкообразующего вещества):
- МА-021 — на натуральной олифе;
- МА-025 — на комбинированной олифе;
- ГФ-023 — на глифталевой олифе;
- ПФ-024 — на пентафталевой олифе.
Цифра 2 указывает, что краска, разведенная соответствующей олифой, предназначена для любых поверхностей. Готовые к употреблению краски поступают в продажу расфасованными в емкости 0,5—3 л. На этикетках указано назначение краски, цвет, расход на 1 м2 поверхности при однослойном и двухслойном покрытии, применяемые разбавители и др. Следует стропо придерживаться этих указаний. Чтобы сделать краску более жидкой, пригодной для огрунтовки, ее разбавляют растворителями или разбавителями: уайтспиритом, скипидаром, керосином и т. п.
Краски всех марок имеют следующие цвета (в скобках указана укрывистость краски для малярной консистенции):
- под слоновую кость (200 г/м2);
- палевая (160 г/м2);
- бежевая (120 г/м2);
- серая (100 г/м2);
- светло-голубая (100 г/м2);
- голубая (100 г/м2);
- синяя (100 г/м2);
- желтая (140 г/м2);
- салатная (140 г/м2);
- фисташковая (135 г/м2);
- зеленая (100 г/м2);
- красная (65 г/м2);
- темно-красная (100 г/м2);
- коричневая (100 г/м2).
Характеристику укрывистости тоже следует учитывать при выборе цвета.
Эмульсионные краски
Не являются ни масляными, ни эмалевыми, ни клеевыми, они состоят из мельчайших частичек пластмассы, равномерно распределенных в воде. При испарении ее частички пластмассы образуют очень прочную и эластичную пленку. Водоэмульсионные краски обладают рядом преимуществ: их разводят водой, поэтому они не токсичны, потолок и стены, окрашенные этими красками, пропускают пары воды и воздух («дышат»), нанесенные покрытия можно мыть. Они прочнее клеевых, но слабее масляных. Их применяют вместо масляных составов при окраске внутри помещения, что помогает сэкономить на стоимости краски и олифы. Наносить эмульсионные краски лучше при помощи краскораспылителя или поролонового валика. Перед употреблением краску необходимо тщательно размешать, а при загустении — развести водой до рабочей вязкости, добавляя небольшими порциями питьевую соду.
Водоэмульсионными красками можно покрывать загрунтованный металл, дерево, картон и даже свеженанесенную штукатурку (вода испарится через поры краски). Они легко наносятся на поверхность кистью, валиком и пульверизатором. После испарения воды образуется матовое прочное красочное покрытие. Время легкого высыхания поверхности при температуре 18-22 “С составляет не более 30 минут, полного — 1,5-2 часа. При добавлении пигмента можно получить краску любого цвета. Рекомендуется наносить ее в 2 слоя, причем второй — после высыхания первого. Краски наносят на чистую, сухую, хорошо подготовленную поверхность. В качестве шпатлевки лучше применять «эмульсин».
Ошпатлеванные и защищенные поверхности грунтуют той же краской, которую наносят, двигая краскораспылитель сначала в вертикальном, затем в горизонтальном направлениях. Водоэмульсионные краски обладают высокой укрывистостью, которую можно увеличить еще больше, если добавить в краску немного мела и скипидара — в этом случае получится паста (особенно хорошо ею покрывать деревянные поверхности). Одного килограмма эмульсионной краски достаточно, чтобы покрыть поверхность площадью 5 м2. Наконец, водоэмульсионные краски можно наносить на поверхности, ранее покрытые эмалевыми, масляными и клеевыми красками. При этом нельзя забывать, что водоэмульсионные краски можно наносить на клеевые только в том случае, если не использовались купоросная и квасцовая грунтовки, разрушающие водоэмульсию. Если вы не уверены в том, что такая грунтовка не применялась, лучше размыть поверхность, удалив клеевую краску, затем проолифить ее и уже после этого нанести два слоя водоэмульсионной краски.
Выпускаются краски следующих марок:
- Э-ВА-27, Э-ВА-27А, Э-ВА-27АПГ — на основе поливинилацетатной эмульсии;
- Э-КЧ-26, Э-КЧ-26А — на основе стиролбутадиенового латекса;
- Э-ХВ-28 — на основе смеси латексов стиролбутадиенового;
- СВХ-1 (сополимер хлористого винила с винилиденхлоридом).
Краски имеют следующие цвета:
- Э-ВА-27А, Э-ВА-27, Э-КЧ-26А, Э-КЧ-26 — белый, светло-серый, песчано-серый, светло-бежевый, бледно-кремовый, светло-желтый, песчаный, буковый, коричневооранжевый, бледно-гороховый, слоновой кости, гороховый, бледно-оливковый, бледнофисташковый, кабачковый, бледно-зеленый, серо-голубой, серовато-гороховый;
- Э-ВА-27АПГ — белый, светло-розовый, светло-желтый и др.;
- Э-ХВ-28 — светло-серый, светло-бежевый, бежевый, песчаный и др.
Укрывистость — от 70 до 220 г/м2. Срок хранения — 6 месяцев со дня выпуска.
Эмали
Красочные составы, приготовленные путем растирания смеси из пигментов и лаков на специальных краскотерках. В отличии от масляных красок пигмент для них растирается на специальных краскотерках и разводится не на олифе, а на масляных лаках. В продажу эти краски поступают в готовом для употребления виде. При длительном хранении они могут загустеть, поэтому разбавляются различными растворителями. Ими рекомендуется окрашивать стены в кухнях, санузлах и других местах с повышенной влажностью.
Эмаль общего назначения ГФ-230 (глифталевая) предназначена для внутренних работ, кроме окраски полов. Перед применением разбавляется до малярной консистенции уайтспиритом, скипидаром или их смесью. Изготовляется 21-го цвета: слоновой кости, кремовая, лимонная и др. Укрывистость зависит от цвета и колеблется от 20 до 130 г/м2. Наносится кистью, валиком или краскораспылителем. Срок высыхания — 24 часа. Гарантийный срок хранения — 12 месяцев со дня изготовления.
Эмаль ПФ-133 (пентафталевая) применяется для окраски предварительно огрунтованных или металлических поверхностей в 2 слоя. В умеренном климате сохраняет защитные свойства не менее пяти лет. Перед употреблением разбавляется в малярной консистенции сольвентом, ксилолом или смесью одного из них с бензином-растворителем. Изготовляется 15-ти цветов: кремовая, зеленая, голубая и др. Наносится кистью или краскораспылителем. Укрывистость зависит от цвета и колеблется от 20 до 120 г/м2. Срок высыхания — 2 часа.
Эмаль ПФ-115 используется для окраски металла, дерева и других материалов, подвергающихся атмосферным воздействиям. Наносится в 2 слоя. Сохраняет защитные свойства в умеренном климате не менее пяти лет. Перед употреблением разбавляется до малярной консистенции уайтспиритом, скипидаром или их смесью в соотношении 1:1. Изготовляется 24-х цветов: белая, бежевая, желтая и т. д. Укрывистость эмали зависит от цвета и колеблется от 30 до 120 г/м2. Наносится кистью или краскораспылителем. Срок высыхания от 8 до 24-х часов. Гарантийный срок хранения — 12 месяцев со дня изготовления.
Эмаль ПФ-223 применяется для окрашивания дерева и металла внутри помещений по грунту и без него. Разбавляется до малярной консистенции бензином-растворителем, ксилолом, сольвентом или их смесью. Выпускается эмаль 17-ти цветов. Ее укрывистость зависит от цвета и колеблется от 20 до 240 г/м2. Срок высыхания этой эмали составляет от 30 до 36-ти часов. Гарантийный срок хранения — 6 месяцев со дня изготовления. Эмаль ПФ-253 предназначена для покрытия полов по подготовленным поверхностям в 2 слоя с помощью кисти. Разбавляется бензином-раcтворителем или скипидаром. Сроки высыхания разные, зависят от толщины нанесенного слоя и температурных условий.
Эмаль ПФ-126 продается в комплекте с сиккативом НФ-1 (на 100 частей массы краски 4 части массы сиккатива, ускоряющего твердение). Наносится кистью или валиком в 2 слоя с промежуточной сушкой в 30 мин. Поверхность предварительно грунтуют разбавленной эмалью, разбавитель — уайтспирит. Эмали ГФ-230 и ПФ-560 выпускаются разных цветов. Условия подготовки поверхности, выдержки те же, что и для эмали ПФ-126. Разбавители — уайтспирит, скипидар, РС-2. Можно добавить не более 5% сиккатива (№ 64).
Эмаль ФЛ-254 выпускается на феноломасляном лаке и используется для окраски пола. Имеет более высокие качественные показатели по сравнению с пентафталевыми эмалями для пола по скорости высыхания, твердости, блеску, износостойкости. Специально для окраски столярных изделий (окон, дверей) выпускается белая эмаль ПФ14. Достоинством ее является то, что краска не стекает с вертикальных поверхностей, легко наносится кистью или валиком в 1 слой и высыхает при комнатной температуре в течение 30 мин.
Эмаль для пола ПФ-226 перед красками подобного типа (ПФ-253) имеет преимущества в отношении твердости, водостойкости, износостойкости, укрывистости и времени высыхания пленки. Эмаль дает блестящую поверхность и полностью высыхает за 24 часа.
Сухие краски
Сухие краски или пигменты представляют собой тонкомолотый порошок, который разводят связующими материалами для получения готовой к употреблению краски. Они бывают искусственными и естественными (минеральными). Большинство пигментов можно использовать в водных окрасочных составах, но не все в масляных и эмалевых. Известь и мел — только в водных. Все виды пигментов должны быть помолоты таким образом, чтобы при просеивании через мелкое сито они проходили полностью, без остатка. Чем тоньше помолоты пигменты, тем выше их качество, и наоборот.
Сухие краски не изменяют свой цвет под действием солнечного света, при многократном увлажнении и высыхании, а также при воздействии на них щелочей. Они обладают хорошей укрывистостью, которая выражается количественным содержанием пигмента (в граммах), необходимым для покрытия 1 м2 поверхности так, чтобы нижележащий слой не просвечивался. Чем выше укрывистость пигмента, тем меньше его требуется на 1 м2 поверхности.
Для получения окрасочного состава (колера) того или иного цвета или оттенка приходится применять один или несколько пигментов. При этом необходимо помнить, что всыпать сухие пигменты в окрасочные составы не рекомендуется, так как практически невозможно хорошо размешать их, вследствие чего они будут оставлять полосы на окрашиваемой поверхности. Поэтому пигменты предварительно замачивают в воде, перемешивают и процеживают через частое сито. Затем вливают в состав тонкой струйкой, тщательно перемешивая.
Пигменты бывают самых разных цветов. К белым пигментам относятся: известь, мел, белила. Воздушную известь применяют для окрашивания наружных и внутренних поверхностей. Гашеную известь можно смешивать с пигментами, которые при этом не изменят своего цвета (охра, умбра, сурик, окись хрома, сажа, жженая кость; известковые: синие, красные, желтые).
Гашеную известь применяют в виде теста. Комовую известь (кипелку) гасят, заливая водой (1 часть извести на 3 части воды), тщательно все перемешивают и процеживают через сито. Для работы известь разводят водой до густоты молока. Мел бывает белым с желтоватым или сероватым оттенком и выпускается в виде больших комков или молотый. Каждая из этих разновидностей имеет три сорта.
Для побелки нужен отмученный мел тонкого помола. Его можно получить из любого мела крупного помола следующим способом: 1 часть мела заливают 3 частями воды, тщательно перемешивают, процеживают через частое сито, сливают в другую посуду и оставляют для отстоя. После оседания мела воду сливают и снимают сверху примерно половину его, просушивают, толкут и просеивают через частое сито.
Белила — порошки тонкого помола белого цвета, получаемые при перемалывании прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, титановых руд, литопона. Применяют белила для приготовления масляных красок и шпаклевок. Укрывистость белил составляет: титановых — 50-75 г/м2, цинковых — 100-110 г/м2, литопоновых — 120 г/м2, свинцовых — 200-300 г/м2.
К желтым пигментам относятся охра, кроны. Охра — краска желтого цвета с различными оттенками. Устойчива во всех отношениях. Если ее хорошо прокалить на огне, становится коричнево-красной и называется жженой охрой или чернядью. Укрывистость — 65-90 т/м.
Кроны — краски от лимонного до оранжевого цвета. Укрывистость — 110— 190 г/м2.
К синим пигментам относятся ультрамарин и лазурь. Ультрамарин (синька) имеет зеленый и синий оттенки. Широко применяется в меловых и известковых окрасочных составах. Укрывистость — 50 г/м2.
Лазурь — совершенно синяя краска. Применяют ее только в масляных и эмалевых красках. От воздействия солнечных лучей темнеет. Для усиления цвета добавляется в небольших количествах в сажу. Укрывистость — 10-60 г/м2.
К красным пигментам относятся сурик железный, сурик свинцовый, мумия, киноварь. Сурик железный — краска кирпично-красного цвета. Укрывистость — 20 г/м2. Сурик свинцовый — краска красно-оранжевого цвета. Ядовита, поэтому для внутренних работ не применяется. Укрывистость — 100 г/м2.
Мумия — краска от светло-красного до темнокрасного цвета. Бывает искусственная и естественная, малоустойчива. Сначала дает яркие оттенки, но со временем темнеет и становится темно-буро-красной. Укрывистость — 30-60 г/м2.
Киноварь — краска разных оттенков. Устойчива к кислотам и щелочам, меняет цвет под воздействием солнечных лучей. Укрывистость — 80-120 г/м2.
К зеленым пигментам относятся хромовые зелени, зелень свинцовая. Хромовые зелени (окиси хрома) представляют собой смеси желтых кронов с лазурью, причем, изменяя количество лазури в смеси, можно получить различные оттенки. Укрывистость — 40 г/м2. Зелень свинцовая — смесь желтых и синих красок, в частности желтого крона с лазурью. Укрывистость — 28-70 г/м2.
К коричневым пигментам относятся умбра, сиена жженая. Коричневый цвет — спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного, мягкого настроения, однако некоторые оттенки его могут вызвать мрачные мысли.
Умбра — краска коричневого цвета, имеет различные оттенки. После обжига становится красноватокоричневой. Ее укрывистость — 40 г/м2. Сиена жженая по своим свойствам близка к охре. Применяется главным образом при отделке различных поверхностей под дуб или ясень. Укрывистость небольшая.
К черным пигментам относятся сажа, перекись марганца, древесный уголь и графит. Сажа — черная краска — получается путем сжигания нефти или газа. Легкая, смешивается только с маслом, клеевой или мыльной водой. Укрывистость — 15 г/м2. Перекись марганца — природный минерал. Хорошо смешивается с водой. Укрывистость — 40 г/м2.
Древесный уголь и графит после измельчения и просеивания через чистое сито могут быть использованы в качестве черной краски. Укрывистость графита — 30 г/м2. К металлическим пигментам относятся бронзовые и алюминиевые порошки, которые применяются в основном для окраски металлов, а также при малярных работах. Их укрывистость составляет 3-4 г/м2.
Такие пигменты, как сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, лимонный, оранжевый, алый и бордо — можно применять во всех покрасочных составах. Остальные — только в клеевых и эмульсионных.
Растворители и разбавители
Применяются для растворения и разбавления до необходимой (рабочей) густоты различных красочных составов, сгущенных масел, смол, для мытья инструментов и т. д. Сиккативы — это специальные добавки, которые вводятся в малярный состав, чтобы повысить декоративность и водостойкость получаемого покрытия, сократить сроки высыхания и твердения масел, масляных красок, олиф и лаков. Их добавляют в основу от 15 до 150 г на 1 кг взятых материалов.
Избыточное количество сиккатива ускоряет высыхание, однако покрытие при этом становится более хрупким. По возможности лучше обойтись без дополнительного добавления сиккатива. Светлые сиккативы добавляют в светлые краски, темные — в темные.
Отечественная промышленность выпускает сиккативы следующих марок: НФ-1, 2, НФ-4, НФ-5. Они успешно сохраняются в течение полугода. Скипидар — бесцветная жидкость или с лимонным, красноватым или краснокоричневым оттенком, с запахом сосновой смолы, для разбавления и ускорения высыхания добавляют в масляные краски. Очищенный скипидар ускоряет высыхание масляных красок. Плохо очищенный, наоборот, замедляет.
Бензин и керосин применяются как растворители для некоторых видов смол, для мытья рук, инструментов и для других целей. Уайтспирит (бензин-растворитель) — бесцветная прозрачная жидкость. Применяется как растворитель для некоторых смол и разбавитель для нитрокрасок. В малярных работах следует применять высшие сорта и соблюдать осторожность. Ацетон — наиболее хороший растворитель для нитрокрасок.
Скипидар — бесцветная или же имеющая лимонный, красноватый или краснокоричневый оттенки жидкость с запахом сосновой смолы. В хорошо очищенном виде ее добавляют в масляные краски для ускорения высыхания. Плохо очищенный скипидар несколько замедляет высыхание.
Связующие материалы
Чтобы красочные материалы связывались (склеивались) между собой, прочно прилипали к поверхности, а после высыхания образовывали надежную пленку, в них добавляют клей растительного или животного происхождения, а в масляные составы — олифу. Клей животный, костный или мездровый.
Для малярных работ приготовляют 10%-ный раствор (100 г клея варят в 900 г воды). Муку и крахмал применяют для приготовления клейстера, который добавляют для заклейки водных (меловых) окрасочных составов. Мыло, как жидкое, так и твердое, применяется для приготовления грунтовок, шпаклевок, причем твердого мыла берут наполовину меньше, чем жидкого.
Эмульсионные связующие материалы состоят из олифы, клея и щелочи, применяются для приготовления эмульсионных окрасочных составов, а также в качестве заменителя олифы для разведения масляных красок, используемых для внутренних работ. Олифы — связующие для масляных окрасочных составов. Внешний вид и прочность покрытий при окраске масляными красками в значительной степени зависят от качества олифы. Делятся олифы на натуральные, уплотненные, синтетические чистые однородные и синтетические модифицированные.
Олифа натуральная готовится на основе растительного масла (льняного, конопляного, подсолнечного и др.) с добавлением в процессе варки при температуре 275 °С марганцовосвинцово-кобальтового сиккатива. Натуральная олифа очень дорога, применять ее целесообразно только для окраски поверхностей, подверженных атмосферным воздействиям, — металлической кровли, наружных оконных переплетов, дверей, садовой мебели и т. д. Стекольную замазку также следует готовить на натуральной олифе. Уплотненная олифа содержит масла до 90%, применяется для тех же целей.
Оксоль (оксидированная олифа) (оксоль) содержит масла и сиккатива не менее 55%, а растворителя (уайтспирита) — не более 45%. Она более дешева и во многих случаях может быть полноценным заменителем натуральной олифы. После высыхания краска на оксоль дает очень прочную пленку, не уступающую той, что дает натуральная олифа. Ее можно применять для окраски как внутренних, так и наружных поверхностей, за исключением полов.
ЛМС (олифа полимеризованная) является заменителем натуральной олифы и применяется как для внутренних, так и для наружных окрасок. Глифталиевая олифа изготавливается из растительного масла, глицерина и др. Содержание растворителя не более 50%. Применяется для разведения густотертых красок при выполнении внутренних и наружных окрасок по дереву, металлу, штукатурке. Окрашивать сырые поверхности не рекомендуется.
Пентафталевая олифа также изготавливается из алкидной смолы, поэтому эти две последние олифы называют алкидными. Искусственные олифы (синтол, карбоноль и др.) либо не содержат растительных масел совсем, либо содержат в небольших количествах. По качеству они значительно уступают натуральной олифе и оксоли. Чтобы проверить качество олифы, ее нужно нанести тонким ровным слоем на кусок стекла и поставить его наклонно (под углом 45°). Хорошая олифа или оксоль уже через 12 часов высохнут настолько, что при легком прикосновении пальцем на них не останется следа, а через 24 часа стекло не будет липнуть совсем.
Большое значение имеет вид высохшей на стекле пленки: она должна быть прозрачной и совершенно однородной. Пленка качественной олифы срезается кончиком ножа в виде тонкой эластичной стружки. Если же олифа была очень разбавлена летучим растворителем, то пленка плохо соскабливается. Если же она превращается в порошок при трении или растрескивается в процессе высыхания, значит, мы имеем дело с суррогатом (например канифольным лаком). Если пленка долго не высыхает, значит, в олифе есть примесь минеральных масел. Такая олифа для работы не пригодна.
Лаки
Лаки представляют собой растворы естественных, а также искусственных смол в растительном масле, скипидаре, спирте. Они имеют различные названия и назначения, бывают светлыми и цветными (пигментированными). Приобретая лак в магазине, необходимо внимательно прочитать этикетку, в которой указаны назначение лака и способ его нанесения.
Подавляющее большинство лаков (все, перечисленные ниже) наносится кистью. Есть, однако, и такие, которые требуют распылителя, что не всегда возможно в домашних условиях. В малярных работах применяют масляно-смоляные и безмасляные синтетические лаки.
Масляно-смоляные лаки выпускают двух марок: ПФ-283 и ГФ-166. По цвету они могут быть светло-коричневые с литерой «С» (светлый) и темно-коричневые с литерой «Т» (темный). Применяют их для покрытия по дереву и по масляной окраске внутри помещения (4С и 4Т) и снаружи здания (5С и 5Т). Наносят их кистью, распылителем, а если необходимо сделать тонкий слой покрытия — с помощью марлевого тампона. Расход лака в среднем — 180-200 г на 1 м2, разбавляют их до рабочей вязкости ксилолом, сольвентом или смесью одного из них с уайтспиритом в соотношении 1:1. Высыхают лаки за 36-48 часов. Гарантийный срок хранения — 12 месяцев.
Безмасляные синтетические лаки приготавливают из синтетических смол. К ним относятся пентафталевые и перхлорвиниловые. Лак пентафталевый ПФ-170 светло-коричневый применяется для внутренних и наружных покрытий по масляной краске, дереву и металлу. В смеси с масляно-смоляными лаками марок 4, 5, 6 соответствующих тонов в соотношении 60:40 (масляно-смоляной, пентафталевый) он образует прочное покрытие полов. Такой лак высыхает в течение 2-3 суток, а его расход составляет 200 г на 1 м2 поверхности. Наносят лак валиком или краскораспылителем.
Алкидностирольный лак МС-25 — светло-коричневый. Применяют его для стойких внутренних противокоррозийных покрытий конструкций из бронзы, меди и алюминия, а также для атмосфероустойчивого покрытия по дереву. При температуре 18-20° С этот лак высыхает в течение 8 часов.
Перхлорвиниловые лаки представляют собой растворы перхлорвиниловой смолы в органических растворителях. К ним относятся лаки ХСЛ и ХС-76Д. Эти лаки бесцветны, высыхают при температуре 18-23° С в течение 2 часов. Лаками ХСЛ покрывают масляные покрытия с целью улучшения их антикоррозийных свойств, лаками ХС-76Д защищают строительные конструкции от воздействия агрессивных сред. Вследствие токсичности эти лаки применяют лишь в помещениях, где люди находятся непродолжительное время. Расход лака составляет 350 г на 1 м2 площади.
Нитролаки состоят из нитроцеллюлозы и различных летучих растворителей. Их можно определить по запаху грушевой эссенции. Поверхность, покрытая нитролаками, сохнет 10-15 мин. Нитролаки НЦ-228 и НЦ-243 кислотного отвердения — матовые. Ими отделывают встроенную мебель. Покрытия из этих лаков, по сравнению с другими марками, имеют улучшенные физико-механические характеристики, повышенную светостойкость и стойкость к слабым химическим реагентам и растворителям.
Деревянные изделия лакируют, как правило, спиртовыми лаками, особенно щелочными. В отличие от масляных они сохнут очень быстро (1—3 часа). Спиртовые лаки с малым содержанием смолы называют политурами, и применяются они для полировки деревянных изделий. Спиртовые лаки — это растворы смол в летучих растворителях, основной из которых — этиловый спирт. Выпускаются шеллачные, канифольные, канифольно-шеллачные и карбинольные лаки. Наиболее употребимы первые. Они пригодны только для внутренних работ в сухих помещениях. От сырости и спирта быстро приходят в негодность. Чтобы предохранить от ржавчины смывные бачки, канализационные трубы, металлические ограды и пр., применяют лак масляно-битумный БТ-577. Время его высыхания — 24 часа. Смешивается он с алюминиевой пудрой (3-4 г на 1 м2).
Лаки марок ПФ-283 и ГФ-166 предназначены для покрытия деревянных и металлических поверхностей, окрашенных масляными красками, снаружи (лак ГФ-166) и внутри помещений (лак ПФ-283). Разбавляются до рабочей вязкости ксилолом, сольвентом и скипидаром или смесью одного из них с уайтспиритом в соотношении 1 : 1. Наносятся кистью или краскораспылителем в 1 или 2 слоя. ПФ-283 высыхает за 36 часов, ГФ-166 — за 48. Гарантийный срок хранения — 12 месяцев. Лаки шпаклевочные №174 и №175 коричневого цвета. Их основное назначение — приготовление шпаклевок под окраску по металлу. Разбавляют бензином-растворителем. Высыхают за 24 часа.
Лак пентафталевый ПФ-231 светло-коричневого цвета. Применяется для покрытия паркетных полов. Срок высыхания — 72 часа. Лаки спиртовые — растворы смол в летучих растворителях. Основной растворитель — этиловый спирт. Выпускаются также шеллачные, канифольные, канифольно-шеллачные и карбинольные лаки. Наиболее широко применяются шеллачные лаки. Они пригодны только для внутренних работ в сухих помещениях. От сырости и спирта лак быстро приходит в негодность.