Фантазия цвета и формы

Белоснежный, хорошо обработанный потолок придает комнате нарядный вид, делает ее более просторной и светлой. Однако современные тенденции декора, новые любопытные идеи все смелее экспериментируют с цветом потолков. Например, в комнате со светлыми голубоватыми или зеленоватыми однотонными обоями дизайнеры предлагают попробовать окрасить потолок под цвет обоев, в охристо-зеленый или в голубоватосерый цвет, но чуть-чуть более или менее интенсивный, а для придания потолку большей декоративности — выделить швы стыков более темными тонами.

Комната выглядит просторней, если цвет потолка соответствует по тону цвету стен, но имеет более светлый оттенок.
Если окрасить потолок в традиционный белый цвет, то желательно, чтобы цвет стен создавал ощущение теплоты и комфорта.

Расширяет пространство и потолок, резко контрастирующий по цвету со стенами, однако в этом случае необходимо помнить об особенностях воздействия цвета. Например, известно, что оранжево-красные, коричневые цвета негативно действуют на человека, раздражают или угнетают. Наиболее приятен для глаз зеленоватый тон. Очень выигрышно смотрится зеленоватый или имеющий аквамариновый оттенок потолок, отделанный деревесной декоративной решеткой.

Потолок может иметь и точа такой же цвет, как и стены. Однако в этом случае дизайнеры рекомендуют отделить его от стен рельефом.
Сделать комнату просторнее можно, создав на потолке имитацию неба: например, покрасить его в светло-голубой цвет, оставив белыми рельефные детали, или украсить белой лепной розеткой.

Интересный вариант: окрасить потолок и в бледно-розоватый цвет, имитирующий цвет неба на закате, или даже нарисовать на потолке настоящее «небо» — с облаками или звездами. Такая отделка может подойти, например, для потолка в спальне малыша. Кроме того потолок детской комнаты можно украсить по трафарету разноцветными фигурками.

Ощущение законченного и гармонии помещению придаст потолок, оттенок которого отражает или дополняет цвет напольного покрытия. А можно, наоборот, сделать на потолке особенный, сильный акцент. Например, заставить потолок в буквальном смысле сверкать, придав ему металлический оттенок, благодаря которому заиграют архитектурные детали.

Система колеровки

Придать краске разнообразные цветовые оттенки можно, используя специальные средства промышленного изготовления, предназначенные для изменения цвета краски, — так называемые «колеры».
Современная система колеровки позволяет приготавливать краски с почти неограниченной цветовой гаммой, а качественные препараты обеспечивают высокие показатели укрывистости, делают покрытие стойким к воздействию щелочей и атмосферному влиянию, а краску — стойкой к изменению цвета. Используя эти материалы, можно выполнить качественный дизайн потолка быстро и профессионально.

При колеровке краски для потолка с помощью специального красителя можно создать более 80 оттенков, причем существуют составы, не требующие использования специальной техники (колеровочной машины). Например, краситель «Натура Колор» специально предназначен для колеровки дисперсионных, латексных, известковых красок, клеев, акриловых шпатлевок и других водоразбавляемых материалов.
На его упаковке указаны точные пропорции смешивания колера и краски-основы, а использование вполне доступно в домашних условиях не только профессионалу, но и мастеру-любителю.

Для придания оттенка водо­эмульсионной краске можно воспользоваться и домашними средствами, например, добавив в нее анилиновые красители для ткани или несколько капель обычной художественной гуаши. Однако дизайнеры не рекомендуют использовать подобные рецепты для окраски больших по площади поверхностей, поскольку может случиться так, что будет трудно добиться идеально ровного тона на всей плоскости потолка. Но можно воспользоваться этим простым способом, если необходимо получить небольшое количество тонированной краски для выполнения рисунка (орнамента) по периметру потолка. Такой рисунок может очень украсить, например, детскую комнату. Цвет и форма рисунка подбираются так, как подсказывает фантазия, — разумеется, в соответствии со стилем и характером помещения.

Узоры на потолке

Узоры с помощью трафаретов

Поверхность потолка должна быть предварительно полностью отремонтирована, окрашена в общий, тон и просушена. Рисунки, наносимые с помощью трафаретов, могут быть простыми или сложными, однотонными или разноцветными.
Трафареты изготавливают из толстой бумаги или тонкого картона (для получения четкого рисунка материал должен быть достаточно плотным). Бумагу или картон нарезают на куски нужного размера, затем рисуют на них элементы узора и вырезают трафарет острым ножом. При необходимости (если того требует рисунок) в некоторых деталях оставляют тонкие перемычки («мостики»).
Если рисунок предполагается сделать разноцветным, то для каждой цветной детали необходимо выполнить отдельный трафарет.

Чтобы перевести рисунок с оригинала на трафарет или пропорционально изменить рисунок в соответствии с нужным размером, можно воспользоваться очень простым приемом, который известен художникам уже несколько столетий. На листе бумаги изображается нужный рисунок, который полностью заключается в квадрат. Затем весь рисунок нужно разделить на клетки, где в каждом квадратике будет находиться маленький фрагмент рисунка. Затем на другом листе бумаги необходимо начертить квадрат нужного размера, который делится на столько же квадратиков, что и предыдущий. После этого контуры рисунка по фрагментам аккуратно переносят на этот лист, получая таким образом увеличенную (или уменьшенную) копию изображения.

0

Вырезание рисунка для трафарета:

  1. мостики;
  2. круглый элемент рисунка (сделан пробойником);
  3. вырезание узоров ножом

1

Использование трафаретов

Для большего удобства краски можно пронумеровать проставить буквенные обозначения. Так же можно изменить геометрию рисунка: сделав его более широким или, наоборот, более вытянутым в длину.
Трафарет можно сделать более прочным, если пропитать его олифой, хорошо просушить и распрямить, выдержав некоторое время между досками или под каким-нибудь другим грузом.
Трафареты могут быть прямыми или обратными. И те и другие имеют вырезы, закрашивание которых создает на поверхности оригинальный рисунок, однако при использовании прямого трафарета этот рисунок будет создан за счет нсзащишенных областей, а при использовании трафарета обратного, выполнен краской.

При нанесении рисунков на трафарету удобнее работать вдвоем: один работающий примыкает к поверхности трафарета, а другой набивает рисунок кистью нанося по трафарету продольные («торцующие», как говорят мастера удары). Кисть не должна быть слишком сильно смочена в краске, чтобы избежать лишних капель и потеков, рекомендуется отжимать ее до полусухого состояния. Закрашивать рисунок, по трафарету кистью, не рекомендуется, поскольку краска легко может проникнуть под трафарет и испортить всю работу.
Кстати, чтобы избежать случайных пятен, соприкасающуюся с поверхностью сторону трафарета рекомендуется периодически протирать тряпкой при набивке многоцветного рисунка для каждого цвета можно использовать отдельную кисть. Следующую деталь набивают только после того как высохнет выполненный ранее элемент рисунка.

Если нет возможности использовать отдельные кисти для каждого цвета, то рабочую кисть перед сменой колера нужно тщательно промывать.
В случае, когда после выполнения рисунков по трафарету на них остались незаполненные места (обычно под так называемыми мостиками), их аккуратно восстанавливают маленькой кисточкой.
Для большего удобства работы (например, если трафарет перемещают по нанесенным ориентирующим линиям с торцевой стороны трафарета можно вырезать маленький треугольник — метку, которая послужит направляющей при его передвижении.

После того как работа закончена, трафареты нужно аккуратно вытереть сухой чистой тряпкой и хорошо просушить (желательно в подвешенном состоянии), после чего высушенные трафареты очищают от краски. Хранить трафареты нужно в развернутом виде и в горизонтальном положении, разместив между листами фанеры или досками и прижав каким-либо грузом.

2

Прямой трафарет и рисунок, полученный с его помощью

3

Обратный трафарет и рисунок, полученный с его помощью

Рисунок c помощью резинового штампа или валика

Этим способом удобно выполнять рисунки одинакового размера и формы — стилизованные изображения цветов или геометрические фигуры.
Можно воспользоваться готовыми штампами и валиками, изготовленными заводским способом из мягкой резины или отлитыми из формопласта, но, если есть желание придумать свой собственный узор, можно изготовить этот инструмент самостоятельно.

Для изготовления штампа достаточно из тонкой резины вырезать узоры нужной формы и наклеить их на резиновые полоски. Рабочая поверхность штампа готова. Остается наклеить резиновую полоску на основу, в качестве которой можно использовать деревянный брусок такого размера и формы, чтобы его было удобно держать в руке (например, старую деревянную терку). Для получения аккуратного и четкого оттиска необходимо, чтобы штамп всеми точками соприкасался с поверхностью, поэтому нижнее полотно деревянного брусочка должно быть идеально ровным.

После того как штамп готов, его смачивают в краске и прижимают к поверхности, получая оттиск рисунка. Чтобы определить, как поведет себя краска, и уверенно набирать на штамп нужное ее количество, желательно предварительно сделать несколько пробных оттисков на другой поверхности (дощечке, куске фанеры), окрашенной той же краской, что и потолок.
Для накатывания рисунка валиком необходим станок, в который вставляют два валика: один — рисунчатый, а другой — гладкий, из пористой резины, резиновой губки или поролона. Их крепят так, чтобы они были плотно прижаты друг к другу и свободно вращались на оси.

Перед началом работы мягкий поролоновый валик смачивают в краске, отжимают излишки и вставляют в станок. Затем, приставив станок к поверхности так, чтобы касаться ее рисунчатым валиком, делают необходимый нажим и, проводя станком по поверхности, получают имеющийся на валике рисунок.
Кроме того, валик может иметь специальный резервуар. Это позволяет дольше работать с ним, поскольку налитой в резервуар краски хватает на длительное время. Резервуар служит для смачивания мягкого питающего валика, передающего состав к валику с рисунками. Обычно конструкция станка позволяет регулировать силу, с которой валики прижимаются друг к другу, тем самым увеличивая или уменьшая подачу краски, чтобы на поверхности оставался одинаковый по густоте цвета рисунок.

Эта техника носит у мастеров название «цветной накатки». С помощью валика, кстати, можно создавать и другие интересные эффекты — например, интересный эффект «мятой» структуры поверхности. Для этого глянцевый оболочный слой накатывается матовой высохшей базе фигурным паралоновым валиком. В зависимости от покрытия отделочный слой можно структурировано используя тот же валик.

4

Валики для накатывания рисунков: а - форма валиков из разных материалов; б - валик, вмонтированный в станок

5

Накатка рисунка тряпичные валиком.

Другие приемы интересно покрасить потолок

Помимо штампов и валиков существуют и другие примеры эффектного оформления потолка, например, техника декорирования малярной перчаткой, техника нанесения маски с разводами, создание эффекта следов кисти, «на брызг» и другие.

Декорирование малярной перчаткой заключается в том, что плоскость беспорядочно наносятся несколько разноцветных пятен неразбавленной краски, которые затем распределяются перчаткой для получения неоднородного цвета с нежными переливами, более похожими или более светлыми. При использовании техники нанесения с разводами красочный состав наносят кистью поясами на небольшой участок уголка, чередуя полосы разных оттенков. Затем шпателем сглаживают переходы между красочными мазками, придавая поверхности однородность, можно выполнять эту отделку, используя прием наложения «мокрого на мокрое», то есть смешивая свежие мазки краски и добиваясь более мягкого, размытого рисунка, или «мокрое к сухому», накладывая свежий мазок рядом с высохшим, что позволяет создавать геометрические четкие изображения.

Для создания эффекта «следа кисти» можно использовать гармоничные сочетания нескольких разноцветных красок или различающихся по тону оттенков одной и той же краски.
Сначала с помощью валика или кисти на поверхность наносится густой слой неразбавленной краски, а затем кистью выбранного размера по поверхности выполняются легкие движения (остаются следы кисти). После того как первый слой высохнет, на поверхность наносят слой другого цвета, повторяя ту же операцию.
Получить полихромный эффект можно и используя «набрызг» — так называют отделку просушенной поверхности каплями краски другого цвета.
Набрызг выполняется достаточно вязкой краской, поскольку жидкий состав дает сплошные пятна.

Этот вид отделки можно выполнять кистью, смоченной в краске и хорошо отжатой. Ею ударяют о деревянную палочку так, чтобы брызги краски попадали на поверхность. Чем длиннее и толще волос кисти, тем крупнее будут размеры брызг.
Эту отделку можно выполнять и щеткой. В отличие от предыдущего способа, отделку выполняют, проводя прямоугольным бруском вдоль смоченной краской щетины щетки по направлению «на себя».
Можно также воспользоваться краскораспылителем, используя сопла различных диаметров и регулируя давление воздуха. Чтобы добиться многоцветного покрытия, после нанесения и высыхания краски одного оттенка распыляют другой цвет.

Глубокий многоцветный рисунок позволяет получить и техника нанесения тампоном или губкой.

6

Выполнение отделки «набрызгом» с помощью кисти

7

«Набрызг» с помощью щетки

8

Набрызг декоративного покрытия краскораспылителем:

  1. распылительная головка;
  2. емкость для краски;
  3. рукав, подающий воздух.

Для этого красочный состав (в зависимости от желаемого результата, разведенный или неразбавленный) один раз наносится на поверхность кистью или валиком, после чего поверхность обрабатывается тампоном или губкой вращательными движениями. После того как потолок высохнет, наносят следующий слой краски другого оттенка и повторяют процедуру. Количество слоев зависит от желаемого эффекта многоцветности рисунка.
А придать потолку «воздушность» поможет метод размывки, заключающийся в том, что при окрашивании второй, свежий слой краски после нанесения специально смывается губкой, тканью, полиэтиленом или кистью.

Таким образом (в зависимости от используемого инструмента) можно получить, например, рисунок, напоминающий мелкую рябь на воде (с помощью лоскута ткани).

Фактурное окрашивание

С помощью специальных составов на поверхности потолка можно создать имитацию какой-либо фактуры или определенный рисунок. Рисунки создаются при помощи так называемых декоративных красок.

Краски с эффектом гранитной поверхности

В состав красочного раствора входят акриловые пузырьки из красок различных цветов на водной основе, которые распыляются специальным пистолетом. Капельки краски разбиваются об окрашиваемую поверхность, создавая точечный рисунок, похожий на фактуру гранита.
Такую краску можно наносить на любые подготовленные грунтованные поверхности: на отделочную шпатлевку, цемент, деревянные панели, гипс и гипсокартон, фанеру, ДСП, металл и даже на стекло.

Краска с эффектом велюра

В ее состав вместо акриловых пузырьков входят твердые цветные частички. На поверхности краска выглядит как велюровая ткань — такая же мягкая, глубокая, фактурная. На самом же деле это тонкая эластичная пленка, очень устойчивая к химическим воздействиям, которая легко моется любыми средствами.

Краска с перламутром (краска-хамелеон)

Эта краска изменяет цвет в зависимости от угла зрения и освещения. В состав этого материала входит натуральный перламутр.
Покрытие можно наносить на отделочную шпатлевку, цемент, деревянные панели, гипс, гипсокартон, фанеру и ДСП. Краску наносят фактурным валиком. Однако дизайнеры не рекомендуют окрашивать этим составом большие поверхности. Гораздо выигрышнее краска-хамелеон смотрится на отдельных фрагментах интерьера.
Специальные декоративные краски обладают тем собственным достоинством, и создают гладкую поверхность на которой не скапливается пыль. Их использование даже официально разрешено для отделки помещений в больницах и детских учреждениях, поэтому можно не опасаться использовать такую краску, например, для создания красиво потолка в детской комнате.

Краска с эффектом старого покрытия

Существует еще одна развидность декоративных красок (на основе синтетических латексов), придающая поверхности эффект старого благородного покрытия, как слегка потертого и шершавого. Наносят краску кистью с длинным ворсом круговыми движениями. «Эффект потертости» (высветление краски) зависит от степени нажима на кисть, поэтому конечный результат в большой степени зависит от опыта мастера. После высыхания краски её покрывают воском и получают абсолютно гладкую и блестящую поверхность.
Заслуживают внимания такие декоративные покрытия, как «каменная крошка», «флок», или «чипсы», — мелкие цветные акриловые частицы которые наносятся на клейкую основу.

Материал «каменная крошка»

Материал представляете собою мелкие цветные камешки перемешанные со связующими и клеящими материалами. Покрытие получается очень красивым, поскольку каменная крошка разноцветная, причем каждый цвет составлен из нескольких оттенков, а некоторые покрытия покрываются сверху прозрачным лаком и буквально излучают сияние, меняя цвет в зависимости от освещения. Размеры крошки могут варьироваться, но для внутренней отделки подходит более мелкая. Это могут быть малень­кие крупинки натурального кварца, гранита, мрамора.

Каменная крошка великолепно маскирует неровности, позволяет поверхности «дышать» и допускает влажную уборку. Это очень красивое, но к сожалению, довольно тяжелое покрытие, требующее большого расхода материала (5-4,5 кг на 1 м2 поверхности). Наносить материал можно на любую поверхность: бетон, железобетон, гипсокартонные кнели, цемент, штукатурку, но есть существенный недостаток — «снять» покрытие из каменной крошки впоследствии будет практически невозможно, и при следующем ремонте отделку придется выполнять по старой отделке (с выполнением всех соответствующих выравнивающих процедур).

«Флок», или «чипсы»

«Флок», или «чипсы» — разноцветные (бывают даже флюоресцентные) акриловые частички — округлые, абстрактной кормы, похожие на ракушки, хлопья, снежинки.
Их наносят на клеящую основу, которая имеет настолько густую консистенцию, что сама по себе может служить грунтовкой и прекрасно скрывает небольшие неровности и трещины практически на любой базовой поверхности. Единственное требование — потолок должен быть сухим, чистым, хорошо про шпатлеванным и огрунтованным, чтобы не впитывать влагу. Материал наносят в три основных этапа: сначала — саму клеящую основу (валиком с шерстяным ворсом), затем на нее — «хлопья» и в заключение — слой лака. Здесь важно не допускать технологических ошибок, поэтому лучше всего поручить работу опытным мастерам. Например, акриловые частички нужно распылять только специальным прибором («флоковым пистолетом»), причем делать это нужно немедленно после нанесения основы. Светлые частички напыляют обычно на белую, ровно окрашенную поверхность, а темные можно наносить на поверхность любого цвета. Лак наносят обычным валиком равномерным слоем (достаточно одного), но только после того, как основа и «хлопья» полностью высохнут.

«Флок» можно наносить на потолок и во влажном помещении. Это покрытие считается экологически чистым, его можно использовать в помещениях, где находятся дети.
Интересно, что «флок» часто путают с «жидкими обоями». Разница между этими материалами в их составе («жидкие обои» представляют собой сухую смесь клея с хлопком, текстильной нитью, целлюлозой), а также в способе нанесения (смесь для «жидких обоев» разводят водой и распыляют на стену).
Есть и другие отделочные покрытия из нескольких компонентов — например, двухкомпонентное декоративное покрытие «Aura», состоящее из базового слоя — матовой краски на водной основе с различными добавками, и финишного — специально разработанного материала с идеальной молекулярной совместимостью с базовым слоем. При помощи этого покрытия, используя комбинацию оттенков разных слоев и различные техники нанесения, можно создавать изысканные рисунки и добиваться разнообразных декоративных эффектов.

Основа наносится на поверхность обычным способом (с помощью кисти или валика в 1-2 слоя), и после полного высыхания поверхность обрабатывается финишным составом. На поверхности с помощью губки, пластикового шпателя, кисти, распылителя и других подручных приспособлений можно создать любой узор.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить