Витраж — красивое остекление

В наши дни картины, составленные из кусочков цветного стекла, сквозь которые проходит свет, снова в моде. Их вставляют в оконные проемы, монтируют в дверные полотна, делают панно на потолке. Витраж — это не только элемент оформления интерьера, но и произведение искусства, который способен поднять настроение даже в дождливый день. Он преображает любой интерьер — делает уютным или строгим, насыщенным красками.

0

Примеры использования витража для декорирования окон и дверей

Сделать витраж из цветного стекла своими руками чрезвычайно непросто. Для этого нужно терпение, определенные способности, навыки, много свободного времени, необходимые инструменты, приспособления и материалы.

1

Примеры использования витража для декорирования дверей

Виды витражей

Существует несколько типов витражей:

  • художественный классический, выполненный в различных техниках, подразумевающий сборку витражного полотна из отдельных фрагментов цветного стекла при помощи специальных витражных профилей (шириной 2-4 мм) согласно замыслу художника;
  • технический, заключающийся в установке фрагментов стекла согласно чертежу в металлическую или деревянную конструкцию и выполняющий, как правило, техническую функцию (не путать с художественным витражом);
  • эрзац-витраж (фалыи-витраж) - нанесение на стеклянную подложку цветного рисунка, используя синтетические пленки или смолы.

Декоративно-художественные витражи можно разделить на несколько видов.
Контурные, или силуэтные, витражи собираются из стеклянных кружков, уложенных горизонтальными или вертикальными рядами.

Узорчатые витражи создаются из кусков прозрачного бесцветного стекла с офактуренной узорчатой поверхностью. Мозаичные собираются из цветных стекол и обычно имеют вид геометрического орнамента или коврового узора.
Живописные витражи компануются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом деталей.

Применяются также витражи из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, гравированные, с химически травленными деталями, трехслойные и витражи из оргстекла.

Наряду с указанными выше можно встретить также витражи рельефные, сделанные из толстого колотого стекла, а подчас и из цветных зеркал. Практике известны и другие технологии создания витражей, включая различные имитации.
Специалисты отмечают, что существуют три основных способа изготовления декоративных витражей.

Первый связан с применением непосредственно цветного стекла. Витраж из цветных стекол представляет собой мозаику, «составные части которой расположены и скреплены свинцом так, что образуют картины или сочетание геометрических фигур».

Второй — с нанесением на стекло эмалевой живописи. Здесь употребляется обычное прозрачное стекло, на которое эмалевыми красками наносят рисунок. Затем краски обжигают, и они со стеклом составляют одно целое. Однако эмалевая живопись на стекле менее эффективна.

Третий — с применением узорчатого стекла. При этом на практике, утверждают, все эти способы между собой связаны.

Художественные классические витражи изготавливают в различных техниках, которые отличаются способом соединения фрагментов стекла в витражном полотне:

  • при помощи латунного профиля (протяжки) — техника латуни;
  • при помощи свинцовой протяжки — техника свинца;
  • при помощи специальной фольги (фойла) — техника «тиффани»;
  • посредством спекания фрагментов цветного стекла на единой стеклянной подложке без применения металлических профилей — техника «моллирования».

Витражи выигрывают от освещения и ярким солнечным светом, и мягкими тонами заката, и сверкающими огнями рассвета. Что касается искусственного освещения витражей, например, лампами дневного света, установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветовых эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Свет, проходящий сквозь застекленную поверхность витража, как бы проецирует изображение на окружающее пространство, трансформируя его образ, который составляет суть и цель искусства.

Готовое витражное изделие должно быть надежно установлено в прочную и жесткую конструкцию без напряжения витражного полотна. В противном случае могут появиться сколы и трещины на стекле при монтаже и даже позже, в процессе эксплуатации, что объясняется физическими свойствами стекла.

Технологические возможности изготовления витражей подразумевают ограничение размеров витражных полотен в зависимости от места их установки.

Необходимо знать, что 1 м2 витражного полотна весит ориентировочно 8-10 кг. При вертикальном расположении витражей габариты полотен больше, и их площадь может составлять 1,2- 1,5 м2.

Каждое витражное полотно (за некоторым исключением при спекании стекла) для его последующей установки в несущую конструкцию должно быть обрамлено специальным витражным профилем, обеспечивающим надежное крепление витража.

Витражные рамы изготавливаются в точном соответствии с размерами дверных или оконных проемов с учетом монтажных зазоров, которые после установки витражных рам заделываются (затирка или декоративный плинтус). Эти рамы могут быть изготовлены из металла или дерева, при этом зоны монтажа должны быть абсолютно корректно согласованы с витражами по размерам и способу крепления. Витражи закрепляются при помощи - клеевых композиций или механически через декоративные крепежные детали.

При транспортировке витражей требуется большая аккуратность. Они должны быть надежно упакованы и закреплены в транспорте во избежание повреждений в пути.
Следует отметить, что наиболее важной частью витража является витражное стекло (толщина 3—4 мм). Его производство — очень сложная проблема.

Витраж своими руками

Традиционная технология изготовления витражей сложна, дорога и под силу лишь опытным мастерам-художникам. Однако существует несколько упрощенных способов производства витража самостоятельно.

Материалы для витражей

В художественных салонах можно приобрести специальные материалы для витражей, которые значительно облегчают работы.

Витражные краски из серии «Gallery Glass» имитируют вид настоящего витража на стеклянных, зеркальных, стироловых и других поверхностях. Уникальная формула на водной основе позволяет наносить краску как на горизонтальную, так и на вертикальную поверхность, создавать гладкие и рельефные поверхности.

Витражный перламутр создает перламутровый блеск золота, серебра или лазури. Прекрасный материал д ля создания витражей. Используется как обычная краска с контурами или с контурами-металликами для придания большего сияния.

Специальный лак-кракелюр наносится поверх основного цвета и придает краске вид старой и треснувшей.

Набор насадок для тюбиков идеально подходит для нанесения прямых четких линий. Достаточно присоединить насадку к любому тюбику из серии «Folk Art» и выбрать толщину линии. В наборе две насадки и три металлических колпачка: тонкий, экстратонкий, супертонкий.

Можно легко создать рисунок с помощью клейких трафаретов. Просто наклеивают понравившийся на стеклянную поверхность и наносят состав для травления стекла поверх трафарета.
Специальное клейкое покрытие позволяет трафарету плотно прилипать к поверхности. Трафарет можно переклеивать и использовать до 20 раз. Размеры трафаретов 15,2 х 17,8 см. Предлагаются различные виды декоративных рамок и шрифтов. Все трафареты могут быть использованы отдельно или в сочетании с другими.

Панель «Треснувший лед» создает эффект треснувшей краски с помощью специальной поверхности. Надо просто нанести краску на панель и дать высохнуть, затем отклеить и нанести на стеклянную поверхность.
На поверхности краски образуется красивая фактура. Применяется для многоразового использования.

Состав для травления — легко наносимый состав. Этот состав позволит создавать сюжеты любой сложности. Идеально подходит как структурное основание для витражей. Используя состав вместе с клейкими трафаретами для травления, можно создавать элегантные окантовки и текстурные основания для любого витража.

2

Закрепляют рисунок витража на столе и устанавливают свинцовую рамку

3

Алмазным стеклорезом с умеренным нажимом обвести линии рисунка

4

Если фрагмент не отделился, надо постучать молоточком вдоль линии рисунка и осторожно отломить лишнее стекло

5

Вставляют в уголок рамы соответствующий фрагмент стекла

6

Фрагмент стекла вдавляют в паз протяжки

7

фрагмент стекла обжимают полоской обтяжки с одной и другой стороны

8

Следующий (соседний) фрагмент размещают по рисунку и закрепляют протяжками аналогично предыдущему

Просто классика

Для создания витражного полотна потребуются:

  • кусочки стекла разных цветов, но желательно одной толщины;
  • высококачественный стеклорез (лучше алмазный);
  • струбцины;
  • узкие свинцовые полоски с Н-образным поперечным сечением (протяжки, которые можно приобрести в художественных салонах). Ширина продольного углубления (паза) протяжки была равна толщине стекла, которое используется для витража, иначе паз придется дополнительно обрабатывать (скоблить, строгать или обжимать);
  • электропаяльник мощностью 100 Вт, канифоль, припои ПОС-18 или ПОС-ЗО;
  • алюминиевый молоточек;
  • столярный нож;
  • рама из деревянных реек.

Сначала надо перенести на большой лист бумаги выбранный рисунок в натуральную величину. Лучше, если рисунок будет простой, так как придется работать с очень хрупким, но твердым материалом.
Затем двумя четкими параллельными линиями выделяют контуры, по которым затем будут выкладывать цветные стекла: первой — контуры рисунка, а второй — ширину протяжки.

Расстилают получившийся рисунок на рабочем столе, наложив поверх него раму из деревянных реек и закрепив струбцинами. Внутренние размеры деревянной рамы должны быть такими же, как будущий витраж. С помощью деревянной рамы обозначены границы витража.
Параллельно внутренним кромкам рамы надо прочертить линии расположения протяжек для свинцовой рамки. Столярным ножом нарезают куски свинцовой протяжки, соответствующие границам будущего витража. После установки полосок протяжки по внутренним кромкам деревянной рамы соединяют их по углам с помощью пайки, получив таким образом свинцовую рамку витража.

Следующий шаг: пронумеровать все фрагменты рисунка. Далее на каждый накладывают кусок стекла соответствующего цвета и наносят на него контуры этого фрагмента, увеличив его размеры на расстояние, равное глубине паза протяжки. На деталях надо указать их номера.

Алмазным стеклорезом аккуратно, с небольшим нажимом надо обвести контуры фрагментов и, легко постучав алюминиевым молоточком вдоль линий контура, отделить лишнее. Таким образом готовят все стеклянные фрагменты витража.
Затем вставляют в угол соответствующий стеклянный фрагмент, плотно вдавив его в паз протяжки. Так он будет надежно закреплен. В месте резкого излома контура стеклянного фрагмента отрезают протяжку столярным ножом и фиксируют, припаяв ее конец к свинцовой рамке.

Аналогично обжимают фрагмент стекла полоской протяжки с другой стороны, спаивают ее с рамкой и ранее установленной протяжкой, а потом обрезают с запасом длины, достаточным для удержа­ния смежного стеклянного фрагмента. Постепенно собирается рисунок витража. Красивый витраж получается при терпеливой работе в течение нескольких дней, а то и недель.

Мастер такую работу сделает быстрее. Но у любителя тоже может получиться стеклянная картина, радующая глаз.

Витраж из битого стекла на силикатном клее

Украсить дверь самодельным витражом из битого стекла на силикатном клее будет вполне под силу каждому.

Сначала разрабатывают рисунок будущего витража (выполняют на листе бумаги в натуральную величину и в цвете). Затем наклеивают его с обратной стороны стекла, на котором будет выполняться витраж, лицевой стороной вниз.
После этого тонкой кистью с быстросохнущей краской черного, темно-синего или темно-коричневого цвета наносят контуры изображения.

Цветные стекла для витража можно получить из подручного материала (зеленое и коричневое — из разбитых бутылок, красное — из свето­фильтров либо от автомобильных фар).
Подобранные по цвету стекла разбиваются на осколки до размера, необходимого для выполнения декоративного орнамента. Стекло с наклеенным рисунком кладут горизонтально на ровное основание лицевой стороной вверх и протирают нашатырным спиртом, затем наносят слои силикатного клея и выкладывают мозаику.

Через 4-6 часа поверхность витража заливают сплошным слоем клея таким образом, чтобы он покрывал все выступающие осколки. Клей сглаживает все шероховатости витража, поверхность становится волнистой, блестящей, хорошо видна на просвет.

Витраж из фотопластинок

Окрасить стекло можно, если на него уже нанесен равномерный лаковый слой. Такие стекла существуют — это фотопластинки. Но они непрозрачные. Чтобы сделать прозрачными, их надо окунуть в раствор тиосульфата натрия (закрепителя), который можно приобрести в том же фотомагазине, что и пластинки. Теперь их надо тщательно промыть (не менее 20 минут) в проточной воде, высушить и разбить.

Выбранную композицию рисуют на листе бумаги. На бумагу укладывают стеклооснову, а на нее — осколки (эмульсионной стороной вниз) так. чтобы группы осколков как можно полнее заполняли площади, окрашенные в один цвет, не пересекая границ.
После подгонки осколков их окунают в слабые растворы красителей. Можно использовать любые водорастворимые красители — от акварельных красок до красителей для тканей. Слой желатина на осколках впитывает краситель. Осколки окрашиваются в любые желаемые цвета. После кратковременной промывки и высушивания осколков их наклеивают на стеклооснову.

Основа перед окончательной укладкой осколков должна быть тщательно вымыта и высушена.
Силикатный клей для закрепления осколков не годится — он разрушает красители, лучше клеить каким-либо синтетическим клеем, например клеем ПВА — в тонком слое он прозрачен. Высокая прозрачность стекол, изготовленных из фотопластинок, позволяет создавать красивые многослойные витражи. Вместо фотопластинок можно использовать фотопленки, обработанные таким же образом.

Современный витраж

И в этом случае работу по созданию витража начинают с эскиза в цвете. Необходимо не забывать при этом, что размер и форма витража зависят от того места, куда вы хотите его установить.
Когда эскиз будет готов, надо нарисовать весь узор карандашом в натуральную величину на листе бумаги и пронумеровать каждый элемент.

Затем берут лист картона или плотной бумаги, переносят на него рисунок с помощью копирки и разрезают на отдельные части, пронумеровав их точно так же, как на первом листе. Каждая из этих частей будет служить шаблоном. Края шаблонов надо уменьшить на толщину металла, из которого будет изготовлена жилка, скрепляющая отдельные детали витража.

Стекло надо использовать самое обыкновенное — оконное. Стеклорезом вырезают по шаблонам каждую деталь витража и окрашивают керамическими красками, руководствуясь эскизом. Керамические краски выпускают в готовом виде, и разводятся они просто водой.
Краску наносят на стекло распылителем или поролоновым тампоном тонким прозрачным слоем. Затем окрашенное стекло обжигают в муфельной печи при температуре 500°С, тогда краска приобретает прочность и долговечность. Вместо керамических красок можно использовать обычные масляные. Обжиг в этом случае не нужен.

Соединительную жилку в простейшем варианте делают из белой жести, но лучше взять тонкий листовой свинец — не толще 3 мм. Жесть или свинец нарезают полосками, а затем эти полоски изгибают так, чтобы в сечении они приняли форму буквы П. Каждый кусочек стекла обрамляют жилкой.

Потом детали витража накладывают на рабочий рисунок — номера помогут разобраться, какую деталь куда приложить — и жилки припаивают сначала с одной стороны витража, потом с другой. При пайке нужно соблюдать осторожность, чтобы от нагрева не лопнуло обрамленное стекло. Переворачивать витраж, пока он не весь спаян, тоже нужно осторожно.